Меню

Как называются предметы материальной и духовной культуры в педагогике

19.6. Система средств воспитания

Средствами воспитания является художественная литература и другие книги, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, театр, выставки, музеи, игры, спорт, художественная самодеятельность, интересный собеседник, разнообразные предметы культуры и природы.

Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания при следующих условиях:

1) с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

2) он выделен как предмет усвоения в образной, наглядно-действенной или знаково-сигнальной (устной или письменной) форме;

3) объект вместе со своей информацией привлечен к общению и совместной деятельности воспитателя и воспитанников.

Каждый объект имеет свои характеристики: физические, химические, эстетические и др. Кроме объективных характеристик, он приобретает при выполнении функции средства воспитания еще и педагогические характеристики, важнейшими из которых являются: полнота информации об объекте, способ использования данного средства воспитателем; возможности использования его же воспитанниками в будущем самовоспитании. Педагогические характеристики средства воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами. Объективно они являются продуктом культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью уже сложившихся средств воспитания.

Субъективные причины обусловлены деятельностью воспитателя, который конкретизирует способы использования средств воспитания в соответствии с целью и задачами и уровнем воспитанности детей, учитывая новые требования общества к личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания.

Воспитательные возможности единичного средства воспитания ограничены; реально воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств воспитания, тем эффективнее его результат. Зависимость уровня воспитания детей от используемой системы средств воспитания является одним из фундаментальных законов педагогики.

Средства воспитания обусловлены целью и задачами воспитания, методами и формами организации воспитательного процесса, осуществляют заметное влияние на всестороннее развитие личности. Для воспитания любого качества личности, любого убеждения, элемента внутреннего мира личности необходимы адекватные (соответствующие) средства воспитания.

Перспективные задачи включают в себя воспитание устойчивых характеристик личности. Для их формирования выбирают и долгосрочные факторы жизнедеятельности коллектив воспитанников, коллектив воспитателей, производительный труд детей и др. На каждом этапе воспитания перспективные задачи конкретизируются и уточняются, с ростом уровня воспитанности они развиваются и усложняются. С возрастом воспитанников меняются и средства воспитания.

Текущие (оперативные) задачи определяются воспитателем, исходя из уровня воспитанности учащихся и необходимости конкретизации перспективных и средне-срочных задач, затем добираются адекватные средства воспитания. Например, для формирования привычек культурного поведения (текущие задачи) воспитанникам сообщаются правила поведения, которые разучиваются, запоминаются и используются. Эти правила и личный пример воспитателя являются средствами воспитания. Личность воспитателя является одним из важнейших средств воспитания. Воспитатель является для учащихся конкретным образцом поведения, носителем и распространителем культурных и национальных ценностей, в том числе норм поведения, культуры речи, эстетических и нравственных идеалов.

Формами организации воспитательного процесса являются различные внеклассные и внешкольные мероприятия, семейные дела, занятия в кружках, секциях, туризм, художественная самодеятельность, различные виды труда. В них используется система средств воспитания, адекватных поставленным задачам.

Существуют общие и специальные формы организации воспитательного процесса (по их отношению к средствам воспитания).

К общим форм внеклассной работы относятся кружки, олимпиады, тематические вечера, праздники, смотры, конкурсы, выставки. В них. участвуют все школьники или несколько параллелей (начальные классы, 5-9 классы, 10-12 классы). В организации общих мероприятий одни средства являются ведущими, другие вспомогательными.

Специальные формы воспитания связанные с отдельными задачами эстетического, умственного, нравственного, трудового, физического и других аспектов развития личности. Они планируются и проводятся воспитателем совместно с воспитанниками. Специальные формы могут быть конкретизацией общих форм или специфическими: теле- и киностудии, туризм, клубы по интересам, школьные музеи, комнаты и др. При их проведении используются общие и специальные средства воспитания.

Источник

Материальная и духовная культура

Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Вместе с тем между материальной и духовной культурой имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Ясно, например, что орудия труда и, скажем, музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира, и человек имеет дело с материальными предметами. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. Отсюда же вытекает различие в средствах деятельности и их результатах в обеих сферах.

Читайте также:  Как называются мини деревья в горшках фото и названия

В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, согласно которой первичной является материальная культура, а духовная культура имеет вторичный, зависимый, «надстроечный» характер. Между тем непредвзятое рассмотрение тотчас же обнаружит весьма искусственный характер такого соподчинения. Ведь такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои так называемые «материальные» потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению «духовных» потребностей. Но уже самые элементарные «материальные» потребности человека, например еда и питье, принципиально отличаются от, казалось бы, точно таких же биологических потребностей животных. Животное, поглощая пищу и воду, действительно всего лишь удовлетворяет свои биологические потребности. У человека, в отличие от животных, эти действия, выбранные нами совершенно произвольно для примера, выполняют и знаковую функцию. Бывают блюда и напитки престижные, обрядовые, траурные и праздничные и т.д. А это означает, что соответствующие действия уже не могут считаться удовлетворением чисто биологических (материальных) потребностей. Они — элемент социокультурной символики и, следовательно, имеют отношение к системе социальных ценностей и норм, т.е. к духовной культуре.

То же самое можно сказать и обо всех остальных элементах материальной культуры. Например, одежда не только защищает тело от неблагоприятных погодных условий, но и указывает на возрастные и половые признаки, на место человека в общности. Бывают также рабочие, повседневные, ритуальные виды одежды. Многоуровневой символикой обладает человеческое жилище. Перечисление может быть продолжено, но и приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о невозможности выделения в человеческом мире чисто биологических (материальных) потребностей. Любое человеческое действие — это уже социальный символ, обладающий смыслом, раскрываемым только в сфере культуры. А это означает, что положение о первичности материальной культуры не может быть признано обоснованным по той простои причине, что никакой материальной культуры в «чистом виде» попросту не существует.

Таким образом, материальные и духовные компоненты культуры неразрывно связаны друг с другом. Ведь создавая предметный мир культуры, человек не может это делать, не изменяя и не преобразуя самого себя, т.е. не творя самого себя в процессе собственной деятельности. Культура оказывается не только деятельностью как таковой, а способом организации деятельности. А такая организация невозможна без сложной и разветвленной системы социального символизма. Человек как человек не может совершить даже самого элементарного действия, не вплетая его в цепочку символов. Символический смысл действия зачастую оказывается важнее его чисто практического результата. В данном случае принято говорить о ритуалах, т.е. о таких видах деятельности, которые сами по себе совершенно нецелесообразны, но связаны с целесообразной деятельностью чисто символически.

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами.

В настоящее время культура исследуется системно, а это значит, что в ее познании используются представления о вероятных и случайных процессах.

Читайте также:  Щипцы для сахара как называются

Особенностями системного анализа является, то, что системный подход дает возможность представить культуру целостно, а не по частям, выявить специфику влияния разных сфер культуры друг на друга.

Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых различных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эвристичностью.

Наконец, системный подход – это гибкая и достаточно толерантная концепция, не позволяющая абсолютизировать полученные выводы и тем более противопоставлять и другие, полученные иными методами выводы.

Именно системный подход позволил понять и саму культуру как специфическую форму и систему жизнедеятельности людей, выделив в ней области культуры, культурные институты, принципы социальных связей, культурные образцы, которые определяют структуру культуры.

Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству. Специфика искусства,позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме.Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях.Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественноетворчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи. Следовательно, искусство имеет три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые, создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, реалистические ценности, которые «точно» ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря объективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Однако стержневой основой духовной культуры, выступает религия.В религии какформе духовно-практического освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Философия возникла как духовное преодоление мифа, и религии, в том числе, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении.Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.

Таким образом, только при синтезе культуры и науки возможно построение гуманистической цивилизации.

3. в противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ней.

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

На формирование и развитие культуры конкретного общества или отдельных его групп влияют самые разные факторы. Так каждая культура вбирает в себя социальные или демографические особенности жизни, зависит от природных и климатических условий, а также от уровня развития общества в целом. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, формируется мировоззрение и ментальность, свойственная лишь конкретным носителям культуры.

Читайте также:  Как называется игра где угадывают человека

Дата добавления: 2015-05-09 ; Просмотров: 6983 ; Нарушение авторских прав?

Источник

Духовная и материальная культура

Духовная и материальная культура – это две части одного целого. Изучение одной области практически невозможно без исследования другой. Культура материальная подразумевает под собой какие-либо вещественные достижения человечества. К примеру, технические изобретения, архитектура, предметы обихода. Предметы материальной культуры очень помогаеют в работе археологам. По вещественным находкам они могут реконструировать жизнь наших предков, их быт. Материальная культура – это важнейшая часть жизни, которая изменяется и совершенствуется с каждым годом, в соответствии с развитием человечества.

Духовная культура – это также основной показатель цивилизованности людей. Что входит в это понятие? В первую очередь, какие-либо идеи, открытия, концепции. К примеру, к духовной культуре относится религия, философия, психология, различные произведения искусства. В это определение входит все то, что было достигнуто силой человеческой мысли и таланта.

Материальная культура неразрывно связана с духовным аспектом. Прежде чем построить какое-либо здание либо создать другой физический объект, были затрачены интеллектуальные силы людей, их фантазия. В то же время объекты, относящиеся к духовной культуре, также выражаются через материальные предметы. К примеру, человек создал философский труд и познакомил с ним своих читателей посредством книги.

Духовный аспект деятельности людей, как и материальная культура, также помогает понять, как жили наши предки. В первую очередь, это заслуга археологов, которые изучают древние произведения искусства и достижения мысли. Однако духовная культура исследуется не только историками. К примеру, древние верования, сказки, легенды тщательно анализировал в своих работах отец психоанализа Зигмунд Фрейд, а также его последователи. Духовная культура позволяет понять, каким видели мир наши прародители, какой была их психология, что очень ценно для глубокого и вдумчивого познания истории.

Что можно еще сказать по поводу этих двух понятий? Культура материальная и духовная существовала, разумеется, в разных вариантах развития, практически во все времена. Еще древние люди вырезали на стенах пещер рисунки, символизирующие животных, какие-либо обыденные действия, к примеру, охоту.

Материальная культура, как и духовная, за всю историю человечества множество раз переживала и взлеты и падения. Также менялись приоритеты. То есть одна культура становилась более важной, чем другая. Любопытно рассмотреть интерес людей к духовному и материальному аспекту на примере всем известной пирамиды Маслоу. Эта знаменитая концепция помогает проанализировать, почему одна сторона культуры становится важнее другой. Человек, лишенный основных материальных благ, то есть крова, пищи и средств, помогающих обезопасить себя, вряд ли заинтересуется духовной стороной жизни. Личность, удовлетворившая все свои базовые потребности, уже тянется к таким областям, как искусство, философия, религия.

Культура материальная наглядно показывает, насколько человек смог адаптироваться в природных условиях. Без этого аспекта существование государства, и даже человека, практически невозможно. Однако и духовная культура очень важна для всего общества. Без нее человек бы так и остался варваром. Духовная культура задает определенные стандарты поведения, формирует идеалы, развивает чувство прекрасного. Без нее невообразима ни одна цивилизация. Однако духовная культура – это не развлечение для избранных, ведь в нее входит и образование, и кино, и разнообразные книги. Гармония материальных объектов и достижений человеческого интеллекта помогает достичь высокого уровня существования, как целого государства, так и отдельно взятого человека.

Источник