Меню

Как называются службы в церкви

Какие службы идут в Церкви?

Богослужения — это неотъемлемая часть церковной жизни. Православные храмы воздвигаются ради них.

Службы, которые идут в Церкви, это не просто религиозное действо и ритуал, а сама духовная жизнь: в особенности Таинство Литургии. Богослужения разнообразны, но при всем разнообразии подчиняются довольно четкой системе.

Какие службы идут в Церкви? Рассказываем самое главное, что нужно знать.

Богослужение в Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru

Богослужения в Церкви

Богослужебная жизнь Церкви состоит из трех циклов:

Собственно, самое важное, что и нужно знать о службах — это то, что при всем их разнообразии, главная — это Литургия. Именно ради нее существует весь суточный круг, и все службы, которые проходят в храме, являются «подготовительными» к ней. («Подготовительными» не имеется ввиду второстепенными, а значит, что они готовят христианина к главному, что может быть в его духовной жизни — Причастию.)

Внешне богослужения отличаются друг от друга более или менее торжественным видом. Например, в Литургии принимает участие весь священнический чин, который есть в храме или монастыре, а также хор. А в служении «часов» (по сути, чтения молитв и определенных псалмов) — только чтец и священник, который в этот момент скрыт в алтаре.

Какие службы идут в Церкви

Суточный круг богослужений в Православной Церкви состоит из девяти служб. Сейчас они условно разделяются на вечерние и утренние (проходят в храмах утром или вечером, соединяясь как бы в единое вечернее или утреннее богослужение), но изначально, — когда-то, — были равномерно распределены по целому дню и ночи.

При этом, началом суток по Церковной традиции считается 6 часов вечера. Именно поэтому тем, кто готовится к Причастию, нужно присутствовать и на вечерних богослужениях накануне — чтобы все церковные сутки были освещены предстоящим Таинством.

Таинство Литургии и причастие — центр всего богослужебного круга в Церкви. Фото: patriarchia.ru

На сегодняшний день богослужебный цикл приобрел следующую форму. (В полном своем виде он проходит, как правило, только в монастырских храмах.)

Богослужения вечером:

Богослужения утром:

В «приходских» храмах круг сокращается, как правило, до следующих служб:

Вечером: Вечерня, Утреня
Утром: Часы и Божественная Литургия

В идеале Литургия в любом храме должна проходить каждый день — поскольку богослужение это не ритуал, а Дыхание храма. Однако в приходах, где только один священник или не очень много прихожан, службы проходят реже. Как минимум: по воскресениям и крупным Церковным праздникам.

Какие бывают требы в Церкви

Требы — такая же неотъемлемая часть церковной жизни. Это богослужения, которые не имеют четкого расписания и служатся по нужде. В частности:

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Источник

Церковная служба

Потребность в Господе возникает у человека в свое время, поэтому рано или поздно каждый переступает порог храма. Церковные богослужения проходят регулярно и всякий желающий может посетить храм и послушать пение и проповедь священника.

Именно для прихожан совершаются Божественные литургии, ведь это один из способ слышать Слово Господне и покаяться в собственных грехах.

Что такое богослужение?

Церковь имеет главную задачу — это повышение духовного уровня отдельного человека и всего общества в целом. Именно поэтому необходимы храмы — они являются сосредоточением духовной жизни и позволяют обществу христиан проводить общественные работы и принимать людей.

Но для любого общества и его функционирования необходим организованный порядок, поэтому и богослужения в храме проходят в определенное время и по своим законам. Верующий человек, который посещает храм регулярно должен разбираться в порядке проведения богослужений.

Богослужение — это особое время в храме, когда люди поклоняются Богу. Оно включает:

Каждое действие в церкви имеет свою цель, так Божественная Литургия — это воскресное собрание, на котором совершается Таинство Причащения. Она считается самой важной и центральной в деятельности церкви, а прочие являются как бы подготовкой к ней.

Во время собрания христиане совершают сразу несколько действий: поклоняются Господу, исповедуют свои грехи, назидаются через Слово Божие, молятся за родных и близких, причащаются и укрепляются в вере и в теле церкви.

Важно! Для христианина необходимо регулярно посещать храм!

История и развитие служения

Начало процесса религиозных собраний было положено в Израиле, когда евреи поклонялись Иегове вначале в скинии, а после в Иерусалимском храме. В ходе их поклонения обязательно приносились кровные жертвы — священники резали животных за грехи человека.

С приходом на землю Иисуса Христа и после Его смерти на кресте потребность в совершении кровных жертв отпало — Христос стал агнцем, закланным за людей. И поклонение приобрело другой формат — верующие собирались вместе, причащались, пели псалмы и слушали проповедь апостола или лидера общины.

Читайте также:  Как называются люди взрывающие сами себя

Апостолы и их ученики положили начало порядку проведения литургии, именно они указали необходимость регулярного совершения вечери любви — хлебопреломления.

В течение существования Церкви и нескольких расколов между ее Западным и Восточным крылом процесс богослужения несколько изменился, однако не утратил своей сути — поклонение Богу и единение как церковь. Порядок проведения собраний, а также порядок чтения молитв и акафистов, устанавливали святые отцы на церковных Соборах.

Особенности проведения и виды служб

В сутки в храмах совершается 9 богослужений, формируя собой суточный круг. Они совершаются:

Началом этого круга считается вечер, поскольку такой порядок заимствован у евреев, у которых начало новых суток приходится на 6 часов вечера, а не на полночь как в Европе. Поэтому первой службой считается вечерня, в процессе которой Церковь вспоминает историю человечества от Сотворения мира до Рождения Христа.

Краткий вид собраний выглядит следующим образом:

Главным собранием является Божественная Литургия с причастием, которая совершается в предобеденное время между 12 и 3 часами дня, отчего иногда она зовется обедней.

На заметку! Частота проведения зависит от конкретного храма. Так в малонаселенных пунктах она может совершаться раз в неделю, а в мегаполисах — каждый день. По этим же причинам может быть изменен порядок и других служб, так полунощница и повечерие может проводится раз в год накануне Великого Поста и Пасхи.

Церковные уставы богослужениями также считают:

По нуждам и требованиям прихожан в храме могут осуществляться специальные мероприятия, к которым относят Крещение, Соборование, Венчание, Отпевание. Их также называют требами, т.е. по требованию и совершаются они по определенному своему отдельному порядку, который объясняет священник непосредственно во время подготовки.

Божественная литургия

Поскольку самым важным таинством церкви является причастие или хлебопреломление, то и служба, на которой это таинство совершается считают самым важным в Церкви — это Божественная литургия.

Оно совершается чаще всего каждое воскресенье, но все же зависит от решения поместной епархии, которая учитывает нужду прихожан и необходимость таинства. Например, в монастырях Литургия проходит каждый день, поскольку смысл монашеской жизни — это посвящение Богу, а вот в маленьких деревнях литургия может совершаться раз в неделю и во время больших церковных праздников.

Время проведения также отличается и зависит от решения священнослужителей, но происходит служба в промежутке от 7 до 10 часов утра. В крупных мегаполисах часто проводят две Литургии из-за большого числа прихожан, так в Москве в Свято-Троицкой Лавре она проходит в 7 и в 9 часов утра в воскресенье, тогда так в субботу и по будням такое служение одно в 7 утра.

Во время Пасхи и Рождества Христова литургии совершаются ночью и среди недели — в среду и пятницу. При этом по ночам литургия идет сразу после Всенощного Бдения.

Литургия состоит из 3 частей:

После священник благословляет прихожан и завершает службу. Время проведения ее зависит от скорости чтения молитв и других факторов, но в среднем служба идет до двух часов.

Полиелейная служба

Помимо основных больших христианских праздников (Рождество, Пасха и пр.) существует ряд «средних», которые обозначаются в православных календарях красным цветом. Обычно это дни мучеников или дни памяти каких-то важных христианских событий. В эти дни служения проходят в особенном порядке и вместо Всенощного бдения проходит полиелейная служба.

В этой службе Вечерня и Утреня совершаются по отдельности четко по церковному уставу: вечером накануне праздника и утром. Служится 9-ый час, а после него священник начинает Вечерню со слов «Благословен наш Бог». Главным отличием является отсутствие каждения и закрытые царские врата. Во время службы не поются стихиры и лития, а также не благословляется хлеб.

Также и праздничная Утреня начинается с чтения царских псалмов — 19 и 20, и тропарей, а не как обычно с Шестопсалмия, которое читается гораздо позже в праздничный день. После служба продолжается в обычном порядке.

Как вести себя во время службы

Во время богослужения прихожанин должен вести себя достойно и помнить, что это святое место и тут посреди людей стоит сам Иисус Христос. Поэтому стоит заранее подготовить свое сердце к чтению Евангелия и псалмов, приготовится внимать слово священника и заранее исповедаться перед причастием.

Во время богослужения стоит внимательно слушать слова служителей, петь псалмы и молитвы, для этого стоит заранее приобрести соответствующие книги. Конечно, в первый раз человек будет чувствовать смущение, но достаточно аккуратно стать в конце зала и смотреть за тем, что и как делают люди, чтобы в другой раз уже полностью погрузиться и участвовать в служении.

Читайте также:  Как называется жировик на голове по научному

Церковь — это своего рода больница для грешников, никто не приходит туда здоровым и святым, но каждый ищет совета и помощи. Не надо боятся или смущаться идти в храм, всегда можно попросить помощи и совета у священников или прихожан, главное приходить и искать Божьей мудрости.

Источник

Церковная служба — виды, содержание, значение

Православное богослужение — что это

Молитва, как частная, так и общественная (церковная служба), является одной из важнейших обязанностей человека по отношению к своему Творцу и Благодетелю. Она основана на осознании своего долга перед Богом, своей немощи без Него. Первое упоминание об общественной молитве находим в книге Бытия:

«у Сифа родился Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4:26).

Помимо молитвенного обращения к Богу, общественное богослужение содержало различные обряды, жертвоприношения (Быт. 4:3-4) и совершалось в определённых местах. Впоследствии и содержание, и порядок богослужений менялись в соответствии с нуждами людей и особенностями времени. Возглавлялась служба священниками. Писание упоминает священников Мелхиседека, Иофора, далее — Аарона и его преемников.

Церковная, то есть совместная, молитва воспитывала в человеке благоговение к Богу, укрепляла веру. Богослужение открывало перед духовным взглядом человека тяжесть греховного падения, но внушало и надежду прощения, возвращения утраченного общения с Богом.

Новозаветное богослужение не содержит жертвоприношений животных, характерных для религии Ветхого Завета. Служба совершается в храме и имеет свою главную составную часть — Литургию.

Порядок богослужения в Православной Церкви

Современное церковная служба имеет свой суточный круг, состоящий из девяти последований:

Каждая из частей суточного круга имеет свой смысл и служится в соответствии с Уставом богослужения. Помимо будничных суточных служб есть праздничные службы. Устав разделяет праздничные службы на следующие: всенощное бдение, полиелейная служба, славословная и шестеричная службы. Церковная служба двунадесятых и великих праздников, а также воскресная служба включают всенощное бдение. Церковный день по древней традиции начинается с вечера.

Вечерня

Вечерня символизирует нашу молитвенную «жертву вечернюю» Господу и по Уставу должна начинаться после захода солнца. В этой молитве мы благодарим Бога за прошедший день, просим Его о прощении наших согрешений, и просим Его благословения на наступающий вечер.

Вечерней начинается суточный круг, она символизирует начало нашей истории. Начинается с чтения 103-го псалма, повествующего о сотворении мира Богом. В случае всенощного бдения совершается торжественное пение указанного псалма при открытых Царских вратах и сопровождается каждением. Мы вспоминаем блаженство человека в раю, его единение с Богом, гармонию всего сущего. Затем пение заканчивается, и врата закрываются, что означает изгнание прародителей из рая за согрешение. Следует Великая ектения, показывающая, что после грехопадения человеку положено трудиться и в молитве испрашивать у Бога всё необходимое. Далее следуют стихиры «Господи, воззвах», символизирующие плач и молитву падшего Адама, начало нашей истории в стране изгнания.

В случае бдения или полиелея совершается вечерний вход. Он символизирует приход в мир Искупителя, пророчества ветхозаветных праведников о Нём. Затем читаются праздничные паремии — отрывки из Ветхого Завета.

Далее следуют ектении и стихиры. Заканчивается Вечерня пением «Ныне отпущаеши…», знаменуя наступление новозаветного периода.

Повечерие

Повечерие по традиции служилось перед отходом ко сну. Помимо молитвенного прошения Божия благословения на сон грядущим, по слову Святых Отцов, содержит благочестивые размышления о времени покоя во гробе тела Господа нашего Иисуса Христа.

Полунощница

Полунощница символизирует постоянную готовность верующих к приходу Судии. Время её совершения — полночь. При этом также вспоминается усиленная ночная молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед Крестными страданиями. Церковь призывает христиан подражать святым ангелам в непрестанном славословии Бога. Как повечерие, так и полунощница состоят из подобранных псалмов и молитв.

Утреня

Перед рассветом нового дня совершается Утреня. Мы просим Божиего благословения и помощи на предстоящий день. Вспоминается единство Церкви небесной и земной, молящиеся обращаются к святым с просьбами о помощи.

Утреня символизирует новозаветную историю человечества. Характерной её особенностью является начальный возглас священника «Слава Святей Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице…!».

Затем идёт шестопсалмие, последование из шести избранных псалмов, символизирующее плач кающегося грешника, а также тайну Вифлеемской ночи.

Кафизмы Псалтири, напоминающие нам о крестных страданиях Спасителя.

В случае бденного и полиелейного порядка службы основной торжественной частью утрени является полиелей с пением величания, чтением Евангелия и помазанием прихожан святым елеем. Полиелей, следующий после кафизм, знаменует Воскресение Христово.

Канон, состоящий из 9 песней в честь праздника или святых дня.

Существенной частью является великое славословие (благодарность Богу за все Его милости), которое либо поётся, либо читается.

Читайте также:  Как называется аппарат для пробивания листов бумаги

Сугубой и просительной ектениями завершается Утреня.

Часы — это краткие церковные последования, состоящие, чаще всего, из трёх псалмов и нескольких молитв, в память о священных событиях.

1-й час совершается сразу после Утрени, символизирующий предание Спасителя на суд первосвященников.

3-й час совершался около 9 утра по нашему времени. Вспоминается суд у Пилата и страдания Спасителя.

6-й час соответствует нашему полдню. Совершается в память распятия Спасителя.

Божественная Литургия

Литургия — это главная церковная служба. Она является центром всего суточного круга. Литургия совершается в «воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Христос принёс Себя в жертву правосудию Божию за грехи рода человеческого, после чего уже не нужны все ветхозаветные приношения животных. Подобно тому, как те жертвы были лишь в ожидание Крестной Жертвы, нынешняя Литургия совершается в памятование об уже свершившейся Жертве. Главная цель Литургии — наше участие в Жертве, живое переживание её.

Совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Чаще всего в течение года служится Литургия Иоанна Златоуста. Литургии Василия Великого совершается лишь несколько раз в году. Это случается в дни, требующие особенного молитвенного настроения. Она отличается от Литургия Иоанна Златоуста содержащимися в ней тайными и гласными молитвами священника, и их относительной продолжительностью.

Ход Литургии

Вслед за возгласом «Благословенно Царство…», свидетельствующим, что вкушение Небесной трапезы существенно важно для нашего спасения, следуют ектении и пение псалмов, вновь напоминающие нам о ветхозаветном ожидании Мессии.

Малый вход с Евангелием. Он символизирует выход Спасителя на проповедь Евангелия (Мф. 4:17). После нескольких тропарей следует чтение из Апостола и Евангелия.

Ектении, сугубая и заупокойная, в них мы просим Бога о наших нуждах душевных и телесных, о здравии живых и о упокоении усопших.

Далее следует Херувимская песнь, во время которой совершается Великий вход с будущими Дарами. Он знаменует выход Спасителя на Крестные страдания за род человеческий. Заходящие в алтарь священник с диаконом символизируют праведных Иосифа и Никодима, погребающих святое Тело Спасителя.

Затем просительная ектения и общее пение Символа веры после чего начинается самая важная часть Литургии — Евхаристический канон. Он включает в себя священные возглашения священника от лица Спасителя, тайные молитвы и протяжное пение.

Просительная ектения и пение «Отче наш…», мы просим Господа даровать нам честь причастия Святых Даров.

После возгласа «Святая святым» начинается причастие сначала духовенства, затем мирян.

Завершается Литургия прошениями о достойном сохранении полученного Дара. Весь суточный круг богослужения приготовляет нас к самому главному моменту — принятию Святых Христовых Тайн.

Литургия Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров отличается тем, что во время неё не совершается Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. причастие совершается прежде заготовленными Дарами. Она служится только в некоторые будние дни Великого поста, гармонично соединена с Вечерней и имеет особое покаянно-утешительное настроение. Вместо чтений Апостола и Евангелия следуют ветхозаветные паремии, а вместо Евхаристического канона — умилительное последование «да исправится молитва моя…».

На практике вечерняя служба в церкви состоит из 9-го часа, Вечерни, Утрени и 1-го часа. Повечерие и Полунощница совершается в основном в монастырях. Утренняя служба в церкви включает 3-й, 6-й часы и Литургию.

Церковная служба: особенности в разные периоды года

Следует обратить внимание на имеющиеся особенности во время Великого поста, Пасхальной недели и некоторых дней года.

На период Великого поста в будние дни все службы удлиняются. Добавляются кафизмы Псалтири (на Утрени и на часах), поются Библейские песни. Само пение слышится в церкви меньше, в основном чтение, соответствующее покаянному характеру дней поста. Постовое богослужение содержит коленопреклонения и земные поклоны на каждом последовании суточного круга. Уникальный смысл имеют богослужения Страстной седмицы. Каждый день этой недели имеет свой священный смысл и уникальные элементы в богослужении.

Светлая (Пасхальная) седмица сообщает богослужениям торжество и радость о Воскресшем Христе. Все службы состоят исключительно из пения! Во всю Светлую седмицу не читаются псалмы, все каноны заменяются на пасхальный канон. На часах Повечерии и Полунощнице место псалмов также поются пасхальные песнопения. Богослужения этой недели намного короче обычного. Все они сопровождаются радостными возгласами: «Христос воскресе!», на что прихожане отвечают: «воистину воскресе!»

Следует отметить дни, когда служатся Великие, или Царские часы. Это — Навечерие Рождества Христова и Богоявления и Великая Пятница. Помимо особых псалмов в часы добавляются чтения Ветхого Завета, Апостола и Евангелия.

Православная служба наполнена красотой и гармоничностью. Оно научает христианина всем благочестивым чувствам и навыка. И главным образом — благодарению, покаянию и молитве.

Источник