Меню

Как называются тросы на которые встают матросы во время работы на реях

Простейший ликбез по парусным судам

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности») соответствующими иллюстрациями.

УСТРОЙСТВО КОРПУСА ПАРУСНОГО СУДНА

Парусник состоит из корпуса судна и его оснастки – мачт, такелажа и парусов. Корпус – основа парусника; вся остальная оснастка устанавливается на нем. Корпуса парусников длительное время изготавливали из дерева, лишь со второй половины 19-го века для строительства парусных судов стали применять сталь и другие современные материалы.

В носу судна установлен бушприт – наклонная мачта (о назначении бушприта – позже). Сверху весь корпус судна покрыт дощатым палубным настилом, который служит полом для моряков, работающих наверху, и крышей – для моряков, находящихся внутри судна. Палубный настил в определенной мере способствует повышению продольной прочности корпуса, и к тому же обеспечивает удобство обитания команды; поэтому обычно парусные суда имеют не менее двух палуб – верхнюю и нижнюю, внутреннюю (на больших парусниках иногда даже две внутренних).

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

Все вертикальные мачты ставятся с небольшим наклоном назад (в особенности это касается бизань-мачты). Это при наполнении парусов ветром «выгибает» мачты в строго вертикальное положение и улучшает равновесие судна в направлении вперед. Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. До 10-го века мачты были однодревками, и несли по одному большому парусу (лишь иногда на больших судах одна мачта могла иметь два паруса). Трехмачтовые суда стали распространяться с середины 15-го века; тогда же их мачты начали изготавливать из двух частей, а с начала 16-го века – уже из трех (эта конструкция не изменилась и до настоящего времени).

Читайте также:  Как называется молебен за упокой

Нижняя часть мачты называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань мачта). Над ними закрепляются средние части – стеньги : фор-стеньга и грот-стеньга; на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фор-марс, грот-марс и крюйс-марс). Эти марсы так же используются как наблюдательные пункты впередсмотрящих матросов, а в бою на них размещаются стрелки, осыпающие пулями сверху экипажи вражеских судов. Выше стеньг ставятся брам-стеньги : фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги – крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.

Для управления рангоутом и парусами служит бегучий такелаж – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).

Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

Прямыми парусами вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 67 градусов.

Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. Латинские паруса имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. Гафельные паруса – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. Бермудские паруса – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

Так как прямые паруса дают хорошую скорость, а косые – маневренность, издавна на многих парусных судах используется смешанное парусное вооружение. В таких случаях оснащение прямыми парусами нескольких мачт дает судну достаточную скорость, а косые паруса на остальных мачтах повышают его маневренность. К подобным судам со смешанным вооружением относятся как большие – барки и баркентины, так и средние – бригантины и шхуны. А соотношение на этих судах объема прямого и косого вооружения определяется назначением каждого конкретного типа судна: на одних больше прямых парусов, на других – больше косых. Но и тяжелым кораблям, оснащенным для скорости только прямыми парусами, иногда бывает необходимо хоть небольшое увеличение маневренности. Поэтому даже на судах с только прямым вооружением с 18-го века используется дополнительное косое вооружение – кливера. Кливера имеют треугольную форму, и ставятся между фок-мачтой (передней мачтой) и наклонным бушпритом; их малая площадь не позволяет идти против ветра, но несколько облегчает поворотливость носа судна, что бывает полезно при выполнении разворота в море или лавировании при входе в порт. А на особо крупных и тяжелых кораблях для усиления действия кливеров используют еще и стаксели – такие же небольшие треугольные паруса, но натягиваемые между мачтами.

Читайте также:  Хомут на шею вязаный как называется

НАЗВАНИЯ ПАРУСОВ ПО МЕСТУ ИХ УСТАНОВКИ

Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал; так вы не пропустите новые интересные публикации!

Источник

Список вопросов от граждан

Где взять: в какой-нибудь колонии к нам подойдёт человек (женщина или мужчина) и предложит некую «очень нужную всем капитанам вещь», но для этого нужно ответить на вопрос. Вопрос генерируется и может выпасть любой из списка ниже. Подобный человек не один, всего в архипелаге несколько человек которые предлагают подобный мини-квест, наградой обычно являются клинки (атилл, ураган), пистолеты (двух-, четырёх-ствольные), торговые лицензии и идолы (+30 ремонт)

Полный список вопросов граждан

Вопрос = Как называется группа тросов, закрепленных в просверленном переднем крае марсовой площадки и проходящих через специальный блок на штаге? Подсказка: нужна для того, чтобы избежать перетирания марселей о штаги и зацепления за марсы.
Ответ: анапуть
————————————-
Вопрос = Назовите небольшой деревянный бочонок для запасов пресной воды?
Ответ = анкерок
————————————-
Вопрос = Как называется деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, насаженная на древко, служащая для очистки канала орудия от порохового нагара?
Ответ = банник
————————————-
Вопрос = Как называется усиленный ряд наружной обшивки корпуса судна над ватерлинией?
Ответ = бархоут
————————————-
Вопрос = Как называется кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги?
Ответ = бейфут
————————————-
Вопрос = Как называется перевязка двух тросов тонким тросом или линем?
Ответ = бензель
————————————-
Вопрос = Как называется поперечная переборка в носовой части парусных судов.
Ответ = бикгед
————————————-
Вопрос = Как называются поперечные связи судна, служащие для поддержания палуб, соединяющие противоположные бортовые ветви шпангоутов и придающие судну поперечную прочность?
Ответ = бимсы

Вопрос = Как назывался античный гребной военный корабль с двумя рядами весел?
Ответ = бирема
————————————-
Вопрос = Как называется деревянная тумба на палубе корабля для крепления тросов?
Ответ = битенг
————————————-
Вопрос = Как называется небольшая мачта на бушприте, несущая рей с прямым парусом?
Ответ = блинда-стеньга
————————————-
Вопрос = Назовите парус, который ставят под бушпритом.
Ответ = блинд
————————————-
Вопрос = Как называются горизонтальные рангоутные деревья, имеющие крепление только на одном конце? Могу подсказать, что они служат для вынесения паруса за борт, разноса такелажа и подвешивания шлюпок.
Ответ = боканцы
————————————-
Вопрос = Назовите рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.
Ответ = брам-стеньга
————————————-
Вопрос = Как называется снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости?
Ответ = брас
————————————-
Вопрос = Назовите устройство с горизонтальным валом для подъема якорей и грузов.
Ответ = брашпиль
————————————-
Вопрос = Как называется мощный трос, служащий для удержания корабельного орудия при откате?
Ответ = брюк
————————————-
Вопрос = Назовите дополнительный парус, крепящийся шнуровкой непосредственно к основному.
Ответ = бонет
————————————-
Вопрос = Как называется трос, который служит для оттягивания к носу боковой шкаторины прямого паруса при ходе судна в бейдевинд?
Ответ = булинь
————————————-
Вопрос = Назовите третий снизу прямой парус на мачте, ставящийся между брам-реем и марса-реем.
Ответ = брамсель
————————————-
Вопрос = Как называются мощные тросы стоячего такелажа, служащие для удержания мачт с боков?
Ответ = ванты
————————————-
Вопрос = Назовите тросовое крепление бушприта с форштевнем.
Ответ = ватер-вулинг
————————————-
Вопрос = Назовите вспомогательный судовой якорь, служащий для снятия судна с мели.
Ответ = верп
————————————-
Вопрос = Как называется округлый прилив на казенной части орудия?
Ответ = винград
————————————-
Вопрос = Как называются тонкие тросы, ввязанные поперек вант и служащие ступенями при подъеме по вантам на мачты и стеньги?
Ответ = выбленки

Читайте также:  Как называется верхний слой земли ответ

————————————-
Вопрос = Назовите металлический крюк, прикрепленный к концу троса, служащий для подъема шлюпок, груза и многого другого.
Ответ = гак
————————————-
Вопрос = Как называется плоская часть кормовой оконечности судна, на которой устанавливаются кормовые фонари?
Ответ = гакаборт
————————————-
Вопрос = Назовите снасть бегучего такелажа для оттягивания шкотового угла паруса к носу.
Ответ = галс
————————————-
Вопрос = Назовите наклонное рангоутное дерево для крепления верхней шкаторины триселя.
Ответ = гафель
————————————-
Вопрос = Назовите меру длины, равную одной десятой морской мили.
Ответ = кабельтов
————————————-
Вопрос = Как называется полотняный мешочек с зарядом пороха?
Ответ = картуз
————————————-
Вопрос = Как называется приподнятая часть верхней палубы в кормовой части судна?
Ответ = квартердек
————————————-
Вопрос = Назовите конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался.
Ответ = клевант

————————————-
Вопрос = Назовите косой треугольный парус, прикрепленный к снасти, идущей от мачты к бушприту.
Ответ = кливер
————————————-
Вопрос = Как называется отверстие в борту судна для якорного каната?
Ответ = клюз
————————————-
Вопрос = Как называется марсель бизань-мачты?
Ответ = крюйсель
————————————-
Вопрос = Как называется дополнительный парус в форме трапеции, который ставят с внешней стороны прямого паруса?
Ответ = лисель
————————————-
Вопрос = Назовите мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.
Ответ = ликтрос
————————————-
Вопрос = Как называется груз, служащий для измерения глубины?
Ответ = лот
————————————-
Вопрос = Назовите лицо, измеряющее лотом глубины, и потому знающее характер побережья.
Ответ = лоцман
————————————-
Вопрос = Как называется круглое, обметанное отверстие в парусе?
Ответ = люверс
————————————-
Вопрос = Назовите второй снизу прямой парус на мачте, ставящийся между марса-реем и нижним реем.
Ответ = марсель
————————————-
Вопрос = Как называется деревянный гвоздь?
Ответ = нагель
————————————-
Вопрос = Как называется деревянный шкафчик, где хранятся компас, лампа и песочные часы?
Ответ = нактоуз
————————————-
Вопрос = Назовите тросы, на которые встают матросы во время работы на реях.
Ответ = перты
————————————-
Вопрос = Назовите самый верхний брус на фальшборте палубных судов.
Ответ = планшир
————————————-
Вопрос = Как называется горизонтальный ряд завязок, продетых сквозь парус, которые позволяют уменьшить его площадь?
Ответ = рифы
————————————-
Вопрос = Назовите кольцо якоря, за которое крепится якорный канат.
Ответ = рым
————————————-
Вопрос = Как называется рама, служащая для соединения составных частей мачты?
Ответ = салинг
————————————-
Вопрос = Назовите гнездо, в которое вставляется мачта своим шпором.
Ответ = степс
————————————-
Вопрос = Как называется рангоутное дерево, служащее продолжением нижней мачты?
Ответ = стеньга

————————————-
Вопрос = Как называется деревянная соединительная обойма с двумя отверстиями, служащая для соединения составных частей мачты?
Ответ = эзельгофт
————————————-
Вопрос = Назовите круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными отверстиями для натяжения штагов и вант.
Ответ = юферс
————————————-
Вопрос = Назовите основной продукт торгового экспорта в Карибском море в начале-середине этого века.
Ответ = сахар
————————————-
Вопрос = Назовите основной продукт торгового импорта в Карибском море в начале-середине этого века.»;
Ответ = рабы
————————————-
Вопрос = Назовите полное имя первого голландского мореплавателя, совершившего кругосветное плавание?
Ответ = оливер ван норт
————————————-
Вопрос = Как называлась первая фактория Голландской Вест-Индской Компании в Америке? Была основана в 1626.
Ответ = нью амстердам
————————————-
Вопрос = Какой английский поэт, пират, морской капитан, колонизатор Вирджинии и поклонник королевы Елизаветы I был казнён(через отсечение головы) в 1618 году?
Ответ = сэр уолтер рейли
————————————-
Вопрос = Кто первым из пиратов стал изображать на своем флаге череп с костями?
Ответ = эммануэль винн

Источник

Adblock
detector