Меню

Как правильно называется проект пдв

Разработка и согласование проекта ПДВ в 2020-2021 годах

Проект ПДВ – это пакет природоохранной документации производственной или других организаций, в которой рассматривается степень загрязнения объектом атмосферы. Документ необходим предпринимателям, владеющим стационарными точками, загрязняющими воздух.

Согласно закону об охране окружающей среды, такие предприятия должны проводить анализ выбрасываемых ими небезопасных веществ и разрабатывать нормативы допустимых загрязнений. Без этих документов разрешение на работу с сопутствующими выбросами получить не удастся.

Сроки действия проекта ПДВ

Проект ПДВ и рассчитанные нормативы действительны 7 лет, если технологии рабочего процесса в течение этого срока не изменяются. Но есть и исключения, когда пакет документации обновляется каждый год. Примером этого могут служить некоторые предприятия Москвы и Московской области.

Разработка и этапы разработки проекта ПДВ

Работа над проектом состоит из 5 этапов и занимает обычно от 6 и до 9 месяцев.

1 этап. Инвентаризация площадок, загрязняющих воздух вредными составляющими.

• Инвентаризации таких объектов.
• Лабораторного химического анализа воздуха и находящихся в нём загрязнений.
• Получение справки из центрального Управления гидрометеорологической службы об особенностях климата и данных о фоне загрязнённости в районе изучаемого предприятия.

По сути, на этом этапе производится вся подготовительная работа по проекту.

2 этап. Разработка проекта с нормативами выбросов. Занимает до 20 дней, что зависит от числа точек выбросов. На этом этапе выполняются расчёты и подготавливается сам проект, который подаётся на утверждение заказчику.

Возможно совмещение двух этапов: инвентаризации и работ над проектом, что значительно сократит время на утверждение последнего и материальные затраты.

3 этап. Согласование проекта с экспертами соответствующих госорганов

• С федеральным Центром гигиены и эпидемиологии в течение 1 месяца с вручением итогового заключения.
• С Управлениями Роспотребнадзора в срок от 2 недель до месяца с выдачей результативного документа.
• Для предприятий 1 категории в течение месяца с территориальным Департаментом Роспотребнадзора, чтобы получить приказ на утверждение нормативов выбросов в атмосферу.

После утверждения остаётся пройти два не менее важных этапа:

4 этап. Планирование действий и мероприятий, позволяющих уменьшить загрязнение окружающей среды в период неблагоприятных метеоусловий, согласовываемых с государственными структурами по природопользованию в срок до месяца.

5 этап. Для предприятий 1 категории предоставление проекта в Росприроднадзор и получение разрешения на выбросы. Для всех остальных категорий согласование заканчивается после утверждения документации в Роспотребнадзоре.

Пакет документов проекта ПДВ для организаций

Результативный пакет, получаемый после утверждения проекта, включает в себя следующее:

• Нормативы ПДВ
• Документ об утверждении данных нормативов.
• Заключение экспертов Центра гигиены и эпидемиологии.
• Экспертное заключение Роспотребнадзора.
• Протоколы о результатах анализа воздуха.
• План действий и мероприятий по уменьшению загрязнения атмосферы.
• Разрешение на выбросы загрязненяющих воздух веществ.

Особенности разработки ПДВ для предприятий 2-4 категорий

Производственные объекты, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду подразделяются на 4 категории:

• Значительно загрязняющие атмосферу – категория 1.
• Оказывающие умеренное негативное воздействие – категория 2.
• Незначительно воздействующие на окружающую среду – категория 3.
• Минимально загрязняющие или совсем не загрязняющие окружающую среду – категория 4.

К 1 категории по загрязнению природной среды относятся, в первую очередь, предприятия:

• Нефте- и горнодобывающие.
• Производящие нефтепродукты и их аналоги.
• Изготовляющие керамику, стекловолокно, известь и тому подобное.
• Металлургические и другие.

Вред, наносимый ими, достаточно ощутим, поэтому такие организации обязаны разрабатывать и согласовывать проекты НДВ со многими инстанциями по вышеозначенному плану, а также внедрять в производство новые технологии, снижающие процент выбросов в атмосферу.

Ко 2-й категории, при условии использования соответствующего оборудования и определённых производственных мощностей, относятся объекты:

• Энергетические.
• Очистные.
• Предприятия, производящие стекло, фарфор, кожу, текстиля, силикаты и т.п.
• Садоводческие и животноводческие хозяйства.
• Атомные объекты.
• Производства по переработке бытовых и прочих отходов.
• Крупные аэропорты и порты, железнодорожные объекты.

Отметим, что это достаточно солидные организации, наносящие серьёзный ущерб природе. Поэтому предприятия 2 категории также должны разрабатывать проекты ПДВ. Но, в отличие от 1 категории, для них эта работа заканчивается после согласования проекта с Роспотребнадзором и получения от него санитарно-эпидеомологического подтверждения.

Для объектов же 3 категории работа над ПДВ и получение нормативов необходимы лишь в случаях, если в их выбросах есть вещества 1 и 2 классов опасности. Но тогда ПДВ разрабатывается только для этих загрязнений, без учёта других, соответствующих указанной категории объекта. К третьей могут быть отнесены предприятия, по различным критериям не подпадающие под характеристики объектов 1,2 и 4 категорий.

Объекты 4 категории – те производственные площадки, которые не соответствуют определениям 1-3 категорий. Вред природной среде от них минимален, и поэтому обязанности по разработке проекта ПДВ и взносов за отрицательное влияние на окружающую среду с них сняты. Кроме того, эти объекты исключены из плановых проверок.

Полный список предприятий, соответствующих той или иной категории можно найти в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.

О проектах ПДВ в 2020-2021 годах

В 2020 году в экологическое законодательство были внесены изменения. Они коснулись учёта объектов, прохождения ими экологической экспертизы и выправки разрешения на вредные выбросы. Разрешительные документы были утверждены, исходя из категорий объектов. К ним относятся:

ДВОС – декларация о воздействии на окружающую среду.
КЭР – комплексное экологическое разрешение.
ПЭК – программа промышленного экоконтроля.
• Разные виды отчётностей.

Вносились эти изменения, в основном, в закон об охране окружающей среды. По экологической документации коррективы не предусматривались. Изменения в законодательстве повлияли также на размеры экологических и утилизационных сборов и повлекли за собой пересмотр Налогового кодекса и КоАП Российской Федерации.

Помимо перечисленного, нормирование сбросов и выбросов теперь происходит не по одним гигиеническим качественным нормативам, но и по экологическим, для лесных массивов, что требует постоянных измерений в полевых условиях.

Где заказать и купить услугу по разработке проекта ПДВ

Проект предельно допустимых выбросов необходим и юридическим лицам, и ИП. Но самостоятельная работа над ним чревата ошибками и, соответственно, нареканиями, возвратом документов, штрафами, а также финансовыми и временными потерями, кроме случаев, когда в организации есть специалист, специально для этого нанятый. Если же такового нет, то для инвентаризации площадок, разработки проекта и нормативов следует обратиться к профессионалам.

Сейчас многие компании предлагают свои услуги, поэтому сложно разобраться, какие из них отвечают необходимым требованиям.

Команда специалистов ЭкоПромЦентра несколько лет занимается разработкой проектов ПДВ. Почему Вам стоит обратиться именно в нашу компанию:

Мы разработаем и согласуем проекты для организаций, имеющих объекты, которые загрязняют окружающую среду, в срок до 4 месяцев и на 7 ближайших лет. Стоимость проекта варьируется исходя из количества точек выброса и начинается со 100 000 рублей. Мы берём на себя всё: оформление каждого документа, уплату каждой пошлины. От вас нужны только данные, а работу мы выполним сами.

Позвоните специалистам ЭкоПромЦентра и, проконсультировавшись, закажите лучший проект «под ключ» со 100% гарантией успеха.

Источник

Методика установления нормативов допустимых выбросов — новый проект приказа

Методику установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) пытаются разработать и утвердить уже давно, с тех самых пор, как вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который поменял систему нормирования и контроля с классической, ориентированной на предприятие-природопользователя, на новую объектно-ориентированную. Объекты ОНВ разделили на категории, и теперь не всем необходимо устанавливать нормативы допустимых выбросов (НДВ).

Читайте также:  Эскалатор для тележек как называется

Установка нормативов допустимых выбросов

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

Однако нормативного правового акта, в соответствии с которым нужно такие нормативы устанавливать, до сих пор нет. В связи с этим мы продолжаем пользоваться давно устаревшим Постановлением Правительства РФ № 183 от 02.03.2000 г. Состав проекта ПДВ, каким он был до вступления в силу Федерального закона № 219-ФЗ, в последние годы не был четко законодательно определён. Разработка проекта нормативов ПДВ регламентировалась старым, но еще действующим утвержденным документом «Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия», 1989 г.

Кроме того, приходилось пользоваться Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ОАО «НИИ Атмосфера», Санкт-Петербург, 2012, так как это более современный документ, учитывающий требования закона, но при этом носящий рекомендательный характер. В итоге, проекты ПДВ представляли собой «сборную солянку» разделов и таблиц, собранных из обоих этих документов, а также с добавлением некоторых положений, взятых из тоже рекомендательного, но полезного ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. «Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями» (на данный момент уже не действует).

Обзор главных изменений

Первая версия проекта методов назвалась проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» и появилась еще во второй половине 2018 года, однако не прошла регистрацию в Минюсте. С тех пор попытки регистрации принимались еще несколько раз, но безуспешно.

Минэкономразвития проводило экспертизу того первого проекта приказа и выдало заключение об оценке регулирующего воздействия. Разработчиком были проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 8 августа по 4 сентября 2018 года. Поступившие в ходе публичных обсуждений замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений и прокомментированы. Отдельные замечания были учтены разработчиком при доработке проекта акта.

В апреле 2020 года после корректировок предпринята еще одна попытка регистрации нового проекта приказа. Предлагаем рассмотреть данный документ, несмотря на то, что он на момент написания статьи не зарегистрирован в Минюсте и имеет большие риски эту регистрацию не пройти.

Приказ Минприроды России от 27.02.2020 № 99 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

Первое и самое важное – согласно приказу, настоящая методика определяет порядок разработки НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – ПДВ), за исключением разработки ПДВ радиоактивных веществ и расчета выбросов при авариях (аварийные выбросы), а также определяет порядок оформления расчетов НДВ.

Предельно допустимые выбросы рассчитываются для следующих объектов ОНВ:

a) планируемых к строительству объектов ОНВ I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду);

б) действующих объектов ОНВ I категории и, в случае получения комплексного экологического разрешения, II категории в отношении высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах;

в) действующих объектов II категории;

г) действующих объектов III категории при наличии в выбросах высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах.

Расчет нормативов осуществляется для веществ, подлежащих нормированию, с учетом результатов расчета рассеивания веществ, выполненного согласно требованиям Приказа Минприроды № 273 от 06.06.2017 г. Расчет проводится исходя из соблюдения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха. ПДВ для Байкальской природной территории согласно требованиям пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» устанавливаются на 1 год.

Для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов ОНВ предельно допустимые выбросы разрабатываются на основе проектной документации, для действующих – на основании данных инвентаризации источников выбросов. Кроме того, устанавливается отдельный порядок разработки ПДВ для случаев сноса (ликвидации) объекта ОНВ, его части аналогично строящимся объектам.

Отдельно отмечено, что ПДВ определяется при режиме работы оборудования, в котором выбросы максимальны.

Расчеты ПДВ оформляются отдельным томом с приложениями, состав тома определяется данным приказом, бумажная версия расчетов заверяется подписью и печатью, электронная – ЭЦП.

Согласно методике, разработка ПДВ включает формирование данных для разработки ПДВ, определение перечня загрязняющих веществ и стационарных источников, проведение и анализ расчетов рассеивания выбросов и расчет значений ПДВ и, наконец, расчет выбросов для соблюдения ПДВ при наступлении НМУ.

Таким образом, в расчет ПДВ, как раньше в проект ПДВ, вновь включается раздел выбросов при наступлении НМУ. Непонятно, для чего это нужно, ведь план-график мероприятий при НМУ уже давно разрабатывается отдельно согласно Федеральному закону от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, статья 19.

Формирование данных для разработки ПДВ

Первым идет этап формирование данных для разработки ПДВ. Информация включает следующие данные согласно п. 13:

a) результаты анализа гигиенических и экологических (при их наличии) нормативов качества атмосферного воздуха, применимых для района расположения объекта ОНВ;

б) информация o географических, климатических и метеорологических характеристиках района расположения объекта ОНВ;

в) данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха;

г) сведения o расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;

д) сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух с учетом возможных изменений видов и объемов деятельности (перспективы развития);

е) данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов ОНВ, включая сведения о стационарных источниках и выбросах объекта ОНВ, в том числе о стационарных источниках залповых выбросов;

ж) данные о стационарных источниках и выбросах, выполненные на основе проектной документации, для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и(или) реконструированных объектов ОНВ. Разделы (подразделы) проектной документации‚ содержащие данные о стационарных источниках и выбросах, указаны в пункте 20 настоящей методики.

Подпункт а) говорит о необходимости анализа наличия особых нормативов качества среды. Например, если для данной территории применяется коэффициент 0,8ПДК (в случае, когда территория имеет особые условия нормирования, например, относится к жилым или рекреационным зонам), а также наличие экологических нормативов. Подпункт б) это климатическая справка о районе расположения предприятия либо информация из климатических справочников в соответствии с «Методами расчета рассеивания». Данная информация заносится в таблицу № 1 приложения № 2 к настоящей методике.

Данные о фоновых концентрациях (подпункт в) – это справка из Росгидромета либо данные сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, полученные у органов государственной власти в случае, если такие расчеты проводятся на территории населенного пункта в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Подпункт г) это наименование объекта ОНВ, местонахождение, карта-схема объекта и ситуационный план местности. При этом в методике описаны очень подробные требования об оформлении картографических материалов: какого масштаба они должны быть, что должно быть нанесено и в каком виде.

Читайте также:  Как называется государство владеющее колониями родной полис греков

Сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух с учетом перспективы развития (подпункт д) содержат описание видов деятельности, информацию о производстве продукции с указанием проектных и фактических значений, а также информацию о ГОУ, о перспективах развития производства, в том числе в части воздухоохранных мероприятий.

Данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов ОНВ (подпункт е) приводятся в соответствии с требованиями Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризаций и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352. Рекомендуемые образцы оформления указанных сведений приводятся в таблицах № 2 и № 3 приложения № 2 к настоящей методике.

Наконец, подпункт ж) – данные об источниках выбросов для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов OHB берутся на основе расчетов выбросов, проведенных в составе проектной документации на строительство данных объектов с учетом этапов строительства и на период эксплуатации. Данные выбросов проектируемых объектов берутся по сведениям из руководств (инструкций) по эксплуатации, по данным производителя (поставщика) технологического оборудования и (или) по данным об объектах-аналогах. В приказе даже приведен перечень разделов проектной документации, разработанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в составе которой можно найти необходимую информацию по характеристикам оборудования:

для объектов производственного и непроизводственного назначения:

«Сведения об инженерном оборудовании, o сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»;

«Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети»,

«Проект организации строительства»;

«Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (основой раздел, в котором приводятся характеристики выбросов, обоснование расчета выбросов и расчет рассеивания);

для линейных объектов капитального строительства:

«Проект полосы отвода»;

«Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»;

«Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта»;

«Проект организации строительства»;

«Проект организации работ по сносу или демонтажу линейного объекта»;

«Мероприятия по охране окружающей среды».

Определение перечня ЗВ и стационарных источников

Следующий этап – определение перечня загрязняющих веществ и стационарных источников, в отношении которых осуществляется разработка ПДВ.

Выбор веществ для проектируемых объектов ОНВ I и II категорий, a также для действующих объектов ОНВ II категории проводится отбором из всего перечня выбрасываемых объектом веществ тех, которые включены в Перечень регулируемых загрязняющих веществ согласно распоряжению Правительства РФ от 08. 07. 2015 №1316-р; для действующих объектов ОНВ I и III категорий из перечня всех веществ объекта выбираются высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности), которые включены в Перечень регулируемых загрязняющих веществ. Соответственно такому подходу формируются и перечни организованных и неорганизованных источников выбросов объекта ОНВ, которые будут пронормированы при расчетах.

На основе этих перечней веществ составляется в табличной форме «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются предельно допустимые выбросы» с указанием кодов, классов опасности, значений ПДК/ОБУВ, среднего годового выброса в тоннах. Образец таблицы приведен в приложении № 2. Подобная таблица была в проектах ПДВ и раньше, только без средних годовых выбросов за последние 3 года. В перечень источников включаются источники залповых выбросов, проектируемые и ликвидируемые источники.

Расчет значений ПДВ

Третий этап разработки ПДВ – Проведение и анализ расчетов рассеивания выбросов и расчет значений предельно допустимых выбросов.

Расчет рассеивания для выбранных веществ проводится с определением зоны влияния выбросов данного загрязняющего вещества, выявлением особенностей распределения концентраций данного вещества в соответствии с Методами расчета рассеивания. Зоной влияния считается зона, за пределами которой концентрация вещества не превышает 0,05ПДК.

На основе определения зоны влияния выбросов выбираются размеры расчетной области, шаги и общее количество узлов сетки и проводятся расчеты приземных концентраций в слое атмосферного воздуха до 2 м включительно и, при необходимости, вертикального распределения концентраций с учетом влияния застройки. При этом сетка должна охватить границы СЗЗ и жилые зоны и другие особые зоны.

Согласно пункту 28 для расчетной области определяются распределение в атмосферном воздухе концентраций загрязняющих веществ, выбрасываемых объектом ОНВ, характеризующее воздействие объекта, и суммарное загрязнение атмосферного воздуха, формируемое воздействием объекта ОНВ с учетом фонового уровня загрязнения в районе расположения объекта.

Отчет о суммарном загрязнении содержит сведения о программах, используемых для расчета, сведения о параметрах выбросов, результаты расчетов с учетом фона, карты-схемы с изолиниями концентраций веществ, а также перечень источников с наибольшим воздействием с указанием подразделения, номера источника, номера расчетной точки и наименований и кодов веществ, их максимальных приземных концентраций на границе предприятия, границе СЗЗ, в жилой зоне и (или) зоне с особыми условиями, с учетом и без учета фона.

Такой перечень источников вносится в табличную форму №3 5 из приложения 2. Такая таблица ранее в проекте ПДВ была известна как «Перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы», только в ней не нужно было приводить результаты рассеивания с учетом и без учета фона. Если выбросы веществ на расчетных точках особых зон не превышают санитарно-гигиенические и прочие нормативы, то на их основе можно утверждать нормативы ПДВ.

До разработки сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха допускается разработка предельно допустимых выбросов для каждого объекта ОНВ, указанного в абзаце первом настоящего пункта, отдельно с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Здесь примечательно то, что согласно методике НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ в разработке общих нормативов ПДВ или нормативов с учетом выбросов соседних предприятий, если нет сводных расчетов по территории, проведенных согласно Приказу Минприроды России от 29.11.2019 № 813 «Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию». Важность такого подхода заключается в том, что в современных реалиях бывает довольно сложно договориться с предприятиями из общей с нормируемым объектом ОНВ промзоны о предоставлении их проектной документации с целью учета их выбросов при расчете ПДВ.

В результате этих действий определяется ПДВ в виде показателей:

максимальные разовые значения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (г/секунду, г/с), отражающие наибольшую мощность выбросов этих веществ (массу выбросов загрязняющих веществ в единицу времени) – в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены максимальные разовые предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе;

осредненные значения выбросов загрязняющих веществ за год (г/секунду, г/с) с учетом времени работы стационарных источников в течение года и нестационарности выбросов за этот период (год) – в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены значения среднесуточных и (или) среднегодовых предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе;

значения валовых (годовых) выбросов загрязняющих веществ (т/год), отражающие суммарную массу выбросов конкретного загрязняющего вещества за год с учетом времени работы оборудования, сезонности нагрузки, расхода топлива, сырья и материалов в течение года.

Как видно, помимо знакомого показателя максимальные разовые значения выбросов для веществ с ПДКмр добавлены осредненные значения выбросов загрязняющих веществ за год для веществ с ПДКсс или ПД сг. Это связано с тем, что с выходом Методов расчета рассеивания изменился алгоритм расчета рассеивания для веществ с разными типами ПДК, который раньше был одинаковым для всех.

Читайте также:  Как называются мерцающие звезды

При этом сейчас для ЗВ, по которым установлены максимальные разовые ПДК или ОБУВ, проводится расчет осредненных за 20 – 30-ти минутный интервал максимальных разовых концентраций, которые сопоставляются с максимальными разовыми ПДК или ОБУВ. Для ЗВ, по которым установлены среднесуточные ПДК, проводится расчет значений концентраций, осредненных за год с учетом нестационарности выбросов в течение года‚ и такие концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК или среднегодовыми ПДК (при их наличии).

Если для загрязняющего вещества установлены значения и максимальных разовых и среднесуточных ПДК, то расчетные максимальные разовые концентрации сопоставляются с максимальными разовыми ПДК, а расчетные среднегодовые концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК.

Расчет ПДВ, как и раньше, проводится исходя из необходимости соблюдения условия того, что отношение приземной концентрации вещества к его минимальному ПДК/ОБУВ, суммированное с фоновой концентрацией данного вещества в долях ПДК, будет меньше либо равна 1 (для особых зон – 0,8).

Фон при расчетах учитывается только, если максимальная приземная концентрация выбросов от объекта по данному веществу превышает 0,1ПДК. При этом если Росгидромет не предоставляет данные о фоновом уровне по веществу и нет сводных расчетных данных по нему, фон принимается равным нулю.

Очень важное положение, касающееся линейных объектов ОНВ и объектов, деятельность которых осуществляется в разных районах субъекта РФ, приведены в пунктах 36 и 37. Для линейных объектов предлагается нормирование по однотипному участку ведения работ, наиболее близкому к нормируемым территориям, а для работ в разных районах рекомендуется проведение расчетов на примере одной из площадок ведения работ, расположенной наиболее близко к нормируемым территориям. Данные вполне разумные положения взяты из упомянутого ранее ГОСТ 2014 года.

Еще одно довольно важное уточнение, касающееся проектируемых объектов. Если при разработке ПДВ для строящихся, вводимых в эксплуатацию объектов ОНВ проектные значения выбросов меньше расчетных значений ПДВ, в качестве ПДВ принимается проектное значение выбросов.

Если по каким-либо источникам нельзя установить ПДВ, разрабатывается программа повышения экологической эффективности или план мероприятий по охраны окружающей среды в установленном законом порядке.

Результаты расчетов ПДВ оформляются в виде таблицы, в которой для каждого стационарного источника приводятся значения рассчитанных ПДВ (ВРВ) на момент разработки и на 7 следующих лет согласно образцу таблицы № 6 из приложения № 2 к приказу. Отдельной таблицей оформляется расчет нормативов выбросов по объекту ОНВ по каждому веществу в целом по объекту на момент разработки и на 7 лет вперед и общее суммарное значение норматива по всем веществам, образец таблицы под номером 7 представлен в приложении 2.

Расчет выбросов для соблюдения ПДВ при НМУ

Наконец, рассмотрим последний раздел методики «Расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий». В нем даны рекомендации по расчету выбросов, позволяющих соблюсти нормативы качества воздуха при наступлении НМУ для разных степеней опасности.

Расчет выбросов на периоды НМУ включает:

анализ загрязнения атмосферного воздуха, создаваемого выбросами объекта ОНВ, и степеней опасности НМУ, характерных для района размещения объекта ОНВ (например, приподнятые и приземные инверсии, штилевые условия, туманы и преобладающие ветра);

определение перечня загрязняющих веществ, по которым необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ;

определение перечня стационарных источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ, и мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ для выбранных стационарных источников;

расчет приземных концентраций загрязняющих веществ с учетом проведения мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ и оценку обеспечения нормативов качества атмосферного воздуха, указанных в пункте 6 настоящей методики, при проведении на объекте ОНВ мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ (оценка эффективности мероприятий при НМУ).

Оценка эффективности мероприятий проводится в виде определения процента эффективности, рассчитываемого как отношение объема сокращения выбросов при мероприятии к выбросам источника без мероприятия, помноженное на 100. Кроме того, необходимо рассчитать эффективность от мероприятий по расчётным концентрациям веществ в %. В этом разделе мы тоже не видим ничего нового, все данные процедуры известны еще со времен РД 52.04.52-85 Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

В приложении 1 к методике приведен рекомендуемый образец оформления содержания расчетов ПДВ. От привычного нам тома проекта нормативов ПДВ данный образец отличается по нескольким пунктам. Отдельным разделом выделены «Сведения о стационарных источниках и загрязняющих веществах, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются», т.е. источники, по которым будут разрабатываться ВРВ. Как уже было сказано, вернулся раздел «Расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий». В последнее время этот раздел в проектах ПДВ если и присутствовал, то содержал информацию о разработанном и согласованном в отдельном порядке плане-графике мероприятий при НМУ, либо копии таблиц из данного отдельного документа. Кроме того, есть отдельный раздел, содержащий сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии ПДВ санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Это означает обязательность прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы и получения СЭЗ, которое затем будет приложено к данным расчетам ПДВ.

Выводы

1) проект акта предлагает разрабатывать нормативы ПДВ по старой схеме, не содержит качественно иных подходов к нормированию выбросов. В итоге мы получаем тот же проект ПДВ, только без утверждения Росприроднадзором или уполномоченным ОИВС РФ и итоговой выдачи разрешения на выброс. Данный документ будет приложением к комплексному экологическому разрешению для объектов I категории, к декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории или отельным документом по расчету ПДВ для веществ 1, 2 классов опасности для объектов III категории;

2) санитарно-эпидемиологическое заключение на данные расчеты получать нужно, тут вновь ничего не изменилось, потому что не вносились соответствующие целям реформаторского Федерального закона № 219-ФЗ изменения в Федеральный закон № 52-ФЗ;

3) неясно для каких целей возвращается раздел о мероприятиях при НМУ, дублирующий аналогичный отдельно разрабатываемый документ;

4) проект нормативов ПДВ в его старой интерпретации по своему составу и содержанию не был строго регламентирован, что давало простор для неоднозначной трактовки требований. Если приказ № 99 утвердят, это унифицирует общий вид и состав данных расчетов, что в целом упростит процедуру их согласования в Роспотребнадзоре;

5) в проекте методики очень подробно описывается, где берется та или иная исходная информация, приведены все формулы для расчета и соответствующие нормативные ссылки, что не может не радовать;

И самое главное – благое начинание по снижению контролирующей нагрузки на бизнес, которое попытались реализовать путем создания Федерального закона № 219-ФЗ, в целом провалено, что в очередной раз подтвердилось текстом данной методики. Нагрузка снизилась лишь для очень небольшой прослойки предпринимательства, которым повезло получить IV категорию для своих объектов.

Источник