«Не балерун»: как правильно называть мужчин, танцующих в балете
О том, как называть женщин в балете, никто никогда не задумывается.
«Ну, конечно же, балерина!» – скажет вам любой школьник.
А вот когда речь заходит о балетных мужчинах, происходит небольшая заминка, а потом звучит… «балерун», «балерин», «мужчина-балерина» и даже… «мужик в колготках». В общем фантазия народная не знает границ.
Думаю, большинство и так понимает, что все эти «эпитеты» — неправильные. Однако узнать верный вариант всё, как говорится, недосуг.
Давайте, наконец, разберемся раз и навсегда в этом вопросе.
Когда-то «балетных» мужчин называли балетчиками. Но и это слово относилось к разговорным.
«Балетчик», кстати, произошел от «балетника» — слова, которое употреблялось в украинском и польском языках. Конечно, эти слова — устаревшие и сейчас мы так не говорим.
Танцор — это человек, умеющий неплохо танцевать и/или просто любящий это дело.
«Он — плохой танцор!» — можете вы сказать о мужчине, чей нелепый танец на вечеринке вас рассмешил.
«Ты — отличный танцор» — можно сказать ребенку, который покорил вас своим умением двигаться.
Но употреблять это слово в отношении профессионалов — неправильно.
А как правильно?
Да, именно танцовщиками и танцовщицами называют профессионалов. И речь не обязательно может идти о балете. Ведь не только там танцуют артисты. Есть множество и других профессиональных коллективов (к примеру, народных или эстрадных), да и сольную карьеру никто не отменял.
Любой артист балета – танцовщик. Но не любой танцовщик – артист балета.
Лишь те, кто освоил классический танец в профессиональном хореографическом учебном заведении, получают специальность «артист балет» и соответствующую запись в трудовой книжке.
Ну а остальных профессионалов (эстрадников или народников) могут записать и танцовщиком. Что тоже верно.
Вот мы и разобрались в вопросе. Теперь вы точно не назовете классического танцовщика балеруном!
Источник
Культура
Мужская работа: балерон или балерун
Удивительные метаморфозы происходят с балетом. Вплоть до середины 18 века танцевали только мужчины, и женщина в балете была, буквально, нонсенсом. Затем постепенно балерины проникали в этот изящный вид танца, пока не заняли в нем лидирующее положение. И сегодня мужчина в балете для многих обывателей – синоним слабого женоподобного существа, отличающегося нетрадиционной ориентацией. Увы, мальчики часто слышат насмешки в свой адрес, их не понимают сверстники, друзья, а зачастую и родители.
Но только посмотрите на самых успешных представителей этой профессии, которая требует не только мужественности, но и концентрации всех физических, а зачастую и душевных сил. Ведь за легкостью движений стоит тяжелый изнуряющий труд, часы тренировок и оттачивания мастерства, поиск наилучшего движения, позы, передачи чувства.
Сколько раз я уже видела этот отрывок из фильма «Белые ночи» с Барышниковым, и все время на глаза наворачиваются слезы. Как он передал душевный надрыв, страсть, желание свободы…
Посмотрим еще на Барышникова на Бродвее – с Лайзой Минелли. Совсем другой образ, совсем другое настроение.
В определенном смысле реабилитацию мужского балета провел в начале XX Сергей Дягилев, привезший Русские сезоны в Париж. Его «Жар-птица», «Петрушка» и в особенности «Весна священная» потрясли западную публику настолько, что впоследствии русский стиль в той или иной мере проник в самые различные уголки их повседневной жизни, и даже супруга короля Георга VI Елизавета Боулз-Лайон выходила за него за муж в платье, отделанной по мотивам русского фольклора. А профессия «артист балета», которых часто называет «балерон» или «балерун» стала набирать популярность.
«Жар-птица» в Мариинском
Николай Цискаридзе и его «Болеро»
Андрис Лиепа в «Ромео и Джульетта».
Сегодня мужчины-балероны идут еще дальше и создают труппу, которая исполняет и женские партии. Санкт-Петербургский мужской балет Валерия Михайловского предлагает не только мужские постановки, но и классику балета в исполнении исключительно мужчин. Основной задачей режиссер считает достижение абсолютной достоверности образов, избегая пародийности. Впрочем, мужчина, переодетый в женщину – это уже фарс, но достигнуть максимальной реалистичности и свести к минимуму пародию – вот задача для настоящих мужчин. А ведь им предстоит двойное перевоплощение: сначала в женское обличье, а затем и в сценический образ. Как считаете, у них получилось?
Впрочем, танцуют они не только в женских образах.
Артист балета – настоящая мужская профессия, требующая немало физических сил и выносливости, и будем надеяться, что популярность ее в будущим будет только расти. Ведь это так красиво! А что об этом думаете вы?
Источник
Балетная труппа театра
Кто такие кордебалет и корифеи, прима-балерина и премьер? Это все состав балетной труппы. Иерархия установилась в XIX веке, изменилось количество танцовщиков в труппе и их специализация. В балетных театрах в спектаклях участвуют так же воспитанники хореографического училища.
Иерархия балетной труппы выглядит примерно одинаково во всех театрах мира:
Крупные театры приглашают звезд из других театров на позиции приглашенных артистов. Они работают по контракту и выступают на гостевой сцене несколько раз в год.
Прима-балерина и премьер – это наивысшая ступень в балетной иерархии, главные женская и мужская партии в балетном спектакле. Они обладают неповторимым своеобразием интерпретации ролей, а также высокой техникой исполнения и артистизмом. В России это С. Захарова, Е. Образцова, О. Смирнова, В. Лантратов, А. Овчаренко, Д. Родькин – Большой театр; Д. Вишнева, В. Терешкина, А. Сомова, К. Ким, И. Колб, Т. Аскеров – Мариинский театр.
Первые солистки и солисты – артисты балета, танцующие по двое, трое или четверо (например: «Танец маленьких лебедей» в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро») в балетных спектаклях.
Солисты характерного танца – артисты балета, достигшие высокого мастерства в исполнении бытовых, стилизованных народных танцев.
Термин «балерина», который распространен сегодня, укрепился в конце XIX века. Его буквальное значение – танцовщица, от итальянского «ballerino». И в русском языке оно появилось благодаря частым выступлениям на сцене Императорских театров итальянских виртуозок, чье исполнение в то время считалось эталонным. Балеринами в Императорских театрах называли только главных солисток, достигших вершины мастерства и положения в труппе.
Источник