Меню

Как в эпоху средневековья назывались школы для детей купцов

Появление первых светских школ-цехов и гильдейских, их роль в развитии светского образования

В XII – XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Связано это было, прежде всего, с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения. Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами. Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем. Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников.

Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках.

Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для детей состоятельных купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы и содержались за счет средств городских магистратов.Постепенно возникают учебные заведения и для девочек, но повсеместного распространения они не получают, а основным источником женского образования остаются монастыри. Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ. Как правило, городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого называли ректором. Ректор самостоятельно подбирал себе помощников. Учителями поначалу становились священники, а позже – бывшие студенты университетов. Зарплату им выплачивали нерегулярно и часто натурой. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они должны были подыскивать себе другое место. В результате, со временем, в средневековых городах, возникла определенная социальная группа – бродячие учителя. Таким образом, городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью и были более прогрессивны. В XIV – XV вв. появляются светские учебные заведения — коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием. До середины XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры жили на подаяние. Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования. Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв. Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон. С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку. Подобным образом возникали и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах). Рост университетского образования отвечал веяниям времени. Появление университетов предполагало оживление общественной жизни и торговли. Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Открытие и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Одним из престижнейших был факультет богословия. Преподавателями были в основном священнослужители. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископам. Тем не менее, университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию. Привилегии закрепляли университетскую автономию на собственный суд, управление, право дарования ученых степеней, освобождали студентов от военной службы. Важной чертой средневековых университетов являлся его наднациональный и демократичный характер, который выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения. Создание университета не требовало больших финансовых затрат. Первые университеты были весьма мобильны. Они располагались в простых и скромных помещениях. Вместо скамей слушатели могли сидеть даже на соломе. Порядок записи в университет был достаточно вольным и условным. Обучение было платным, но не весьма дорогим. Часто студенты выбирали профессоров и ректора из своей среды. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Фактически власть в университете принадлежала нациям (национальным объединениям «землячествам» студентов и преподавателей) и факультетам (учебным корпорациям студентов и профессоров). К концу XV в. положение существенно меняется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, а нации постепенно стали утрачивать свое влияние. Как правило, большинство средневековых университетов имели 4 факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический. Содержание обучения артистического факультета определялось программой семи свободных искусств и длилось в течение 5 – 7 лет. Он являлся подготовительным общеобразовательным университетом. После его окончания студенты получали ученую степень «магистр искусств» и могли продолжать обучение на одном из факультетов. По окончании еще 5 – 7 лет обучения и успешной защиты, слушатели получали ученую степень «доктора наук». Основными методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками. Однако первые средневековые университеты явились закономерной и объективной альтернативой схоластике, которая превращалась в «науку пустых слов».

Читайте также:  Мертвые души как называется 3 глава

Источник

Как жили дети в средние века

Средневековье, бесспорно, было темным временем. Чем больше о нем узнаешь, тем больше понимаешь, что людям тогда было очень трудно жить. Нравы тех времен вызывают отвращение. Но это все было, это история. А её лучше знать, чтобы была возможность избежать каких-то ошибок.

Сейчас за детьми ухаживают очень хорошо. Работают участковые педиатры, функционируют органы опеки, есть садики, школы, масса кружков. На ТВ есть целые каналы для детей.

Несовершеннолетних стараются воспитывать всесторонне-развитыми, ограждают их от бед и тягостей. С одной стороны, это, может быть, не очень хорошо. Есть мнение, что дети от такого отношения вырастают эгоистами, наглеют и так далее. Но есть опыт средних веков, к которому точно возвращаться не хочется.

Как жили дети тогда:

1. Если сейчас за сведение со света ребенка предусмотрена серьезная ответственность, то раньше это дозволялось. Вопрос решал отец. Если обратиться к истории Скандинавии, то можно найти информацию о том, что слабых и больных детей просто оставляли в лесу. Никто не хотел тратить силы и ресурсы на бесперспективных малышей. Если отец считал, что ребенок должен жить, то он брал младенца себе на колени и смачивал его лоб водой.

2. Сейчас все силы брошены на то, чтобы свести детскую смертность к минимуму. Раньше люди надеялись только на бога. Медицина была развита плохо, поэтому малыши гибли от самых разных болезней. Но поражает больше то, что дети оставляли этот мир по «бытовым причинам». Пишут, что священники во время исповеди спрашивали у женщин: «А не задавила ли ты своего ребенка во сне?». То есть, такое было в порядке вещей. Опасностей, на самом деле, было очень много: бродячие собаки, домашний, скот, реки и озера, кипяток. И сейчас, бывает, происходят несчастные случаи. Но их намного меньше, чем было тогда. До 7 летнего возраста доживало около 40% детей. А родители не сильно расстраивались. По ребенку до 7 лет не объявлялся даже траур.

Читайте также:  Как называется цветной график

3. Дети Средневековья взрослели рано. Фактически, с указанного выше возраста начиналась взрослая жизнь. 7-летние дети обязаны были трудиться, если они родились в бедной семье. У богачей все с этим вопросом было получше. Ответственность за преступления могла быть применена к лицам, которым исполнилось 10 – 11 лет. 7-летним детям все рассказывали и показывали, ничего не скрывали. Такие, по нашим меркам, малыши могли присутствовать на казнях, знали многое об интимной стороне жизни. Некоторые отроки, не 7-летние, конечно, а постарше, успешно воевали и мстили за своих отцов. В 12 – 14 лет мальчики и девочки вступали в браки.

4. Детей часто отдавали на воспитание в другие семьи. В первую очередь, это делалось для того, чтобы установить связи между родами. Во-вторых, считалось, что в чужой семье ребенок может постигнуть большее. Многим детям обычай не нравился, но нельзя сказать, что он был варварским. У нас на юге тоже была такая традиция – в семьях казаков. Ребенка отдавали на воспитание в состоятельную семью. И это было только плюсом. Мальчик, а отдавали именно представителей мужского пола, получал поддержку, в том числе, финансовую, образование. При этом родные мама и папа от него не отказывались.

5. Родители воспитывали в строгости, применялись телесные наказания. Существовало мнение, что, если мама и папа будут добры к ребенку, то ничего путевого из него не выйдет. «Истязая тело, мы спасаем душу» — так считалось.

В общем, жизнь детей в Средневековье была совсем не сахарная. Возможно, учитывая особенности того общества, иначе и быть не могло. К сожалению.

Не забудьте подписаться на канал ЗАГАДКИ ИСТОРИИ поставить лайк:)

Читайте также:  Как называется израильский платок

Источник

Чему учили в средневековой школе?

Существование человека не всегда предполагало наличие высокого уровня образования. Не обязательно было читать и толковать «Логику» Аристотеля, чтобы выжить в Средневековой Европе.

Главный «специалист» — это, конечно же, клирик. Он — хозяин знаний на самом низком бытовом уровне. Не владеющий навыками чтения и письма крестьянин полагался на толкование священнослужителя, который и сам, читая Евангелие или Псалмы, далеко не всегда знал латынь в совершенстве и мог неверно передавать значения высказываний христианских святых.

Уровень знаний простолюдинов начал расти в городской среде Позднего Средневековья. Книжная культура постепенно выходила на авансцену общественной жизни. Труд первопечатника Иоганна Гуттенберга ускорил этот процесс.

Центр культурного развития человека из народа — школа. Наследница античности, которая закладывала основы, элементарные знания. Но в Средние века она была почти полностью подчинена церкви. Город, будучи важным элементом общественной жизни эпохи, также взял на себя роль образовательного «плацдарма»: открываются «муниципальные» бюргерские школы.

Античная традиция образования до VII века была определяющей в таких регионах как Галлия, Испания и Италия. Миряне, светские воспитатели — вот кто нёс свои знания в массы. С ростом авторитета церкви, монастыри взялись за набор обучающихся — детей и взрослых в большинстве своем из знатных семейств.

Простые семьи могли отдавать своих чад мужского пола в руки сельского кюре или пастора. Если же они жили в городе — учителем был магистр, который был назначен самим епископом.

В специальном помещении собиралась небольшая группа учеников (10−15 человек) и их наставник. На начальном этапе это были занятия, целью которых являлось обучение чтению, письму и слову божьему. Мальчишки болтали, играли в кости или в мяч, а строгий наставник при случае с удовольствием лупил их палкой. Впрочем, ничего нового.

Но к исходу XII века уровень обучения значительно возрос. Школа стала центром интеллектуальной жизни, а её «ректоры» были популярными и авторитетными людьми в народе. К тому же появилась относительно стройная структура образования.

Обучение «искусствам» — римская традиция, которая была возрождена на рубеже V-VI веков «последними римлянами» Северином Боэцием и Флавием Кассиодором. Двое интеллектуалов из Италии создали модель школы, которая работала веками. Церковь с удовольствием использовала подобный формат. Сам институт образования в Cредневековье давал почву для любой работы со священным текстом. Начинать следовало с освоения тривиума — грамматики, риторики и диалектики. Иными словами — научить человека писать, читать, спорить, правильно формулировать свои мысли.

Более серьёзный уровень, основанный на схоластике, — квадривиум. Четыре искусства — музыка, геометрия, арифметика, астрономия. Астрономия ограничивалась лишь наблюдениями за небесными телами и изучением церковного календаря.

Городские школы в XII веке росли как грибы после дождя. Они подготовили почву для рождения одного из главных достижений средневековой Европы — университета.

Источник

Adblock
detector