Меню

Как возникли былины на руси как раньше они назывались

4 знаменитых сказителя или когда родились былины, и кто их сохранил

В далёкие-далёкие времена, когда люди ещё совсем не умели писать и не придумали ни буквы, ни даже иероглифы, одна у них была надежда на память да на устное слово. И хранителями памяти рода были самые старшие — именно они передавали из поколения в поколение всё, что происходило с их предками.

Наверное, ещё в пещерах и самых древних жилищах долгими зимними вечерами возле костра, когда мужчины чинили сети, а женщины в больших глиняных котлах варили рыбу и мясо мамонта, ребятишки собирались возле старейшины и он вёл протяжный рассказ. С горящими глазами слушали дети о подвигах охотников, одолевших медведя, или воинов, защитивших свой род от коварных соседей. От рассказчика к рассказчику герои этих событий становились всё более могучими и храбрыми, превращаясь в богов. И точно также много веков, а может, и тысячелетий спустя в русских избах собирались дети и взрослые и слушали стариков. А они вспоминали о героях — охранителях родной земли, о былинных богатырях. И эти сказания не стали сказками, а остались былинами: в них была большая правда о былом, о том, что на самом деле было.

Когда же появилось письмо и летописцы стали вести из года в год записи событий, устные предания не умерли. Частично они перешли в летописи. А ещё остались в народной среде, куда не доходила книга.

Исполнение былин стало искусством. Появились люди — талантливые, памятливые, — которые пели, рассказывали былины на княжеских пирах, и на площадях городов, и в крестьянских избах.

Певцы-сказители хранили в памяти десятки и сотни былин и исторических песен. От певца к певцу переходили эти предания, и каждый вносил что-то своё, расцвечивал и украшал былину.

Назовём имена четверых сказителей, оставивших наибольший след в истории русской литературы:

1) Боян

Таким талантливым сказителем был Боян — имя его происходит скорее всего от старинного слова «баять» — рассказывать. «Слово о полку Игореве» — замечательнейшее произведение, с которого, собственно, и начинается история отечественной светской литературы, содержит прямое обращение к Бояну: «О Бояне, соловию старого времени!». Хотя, конечно же, «Слово» настолько совершенное произведение, что невозможно даже предположить, что оно было первым или даже в числе первых творений русской литературы — просто до нас не дошли более ранние сочинения.

2) Арина Родионовна

Старые нянюшки по вечерам в детской рассказывали барчатам сказки да были. Не было бы Арины Родионовны — был бы Пушкин, да тот ли, кого мы все знаем и любим с самого раннего детства? А уж в крестьянской среде без сказок, былин, преданий не вырастал ни один ребёнок. И всю жизнь собирались вокруг лучины в избе с рукоделием: женщины пряли и ткали, вязали и вышивали. Мужчины — кто ложки резал, кто сети чинил. А бабушка или дед сказывали сказки да былины.

3) Трофим Григорьевич Рябинин

Заповедным краем заповедного слова был русский Север. И когда учёные открыли его для себя, стали ездить, записывать сказителей. Повезли их в Петербург да Москву. И такое богатство открылось, которое и по сей день не оскудело. Уж, кажется, все деревни объездили, всех сказителей записали — ан нет, то тут, то там что-то новое выплывет, по-своему рассказанное или спетое.

Читайте также:  Врач по точкам на теле как называется

А самый знаменитый сказитель — Трофим Григорьевич Рябинин — на Кижах жил, в деревне Серёдка. Когда он в Петербург приехал, с него даже художник Репин портрет написал. А композитор Мусоргский один из его мотивов в опере «Борис Годунов» использовал.

Много стихов знал Рябинин. 6000 стихов — то есть стихотворных строчек — записали учёные с его голоса. Про Илью Муромца да Добрыню Никитича. Про Садко — богатого гостя новгородского да про Дюка Степановича — молодого заморского боярина — заезжего хвастуна. Трофим Григорьевич ещё больше знал, да забыл к старости. А молодой был — на всё Заонежье знаменитый, только там кому было записывать?

4) Кривополенова Мария Дмитриевна

И ещё была сказительница бабушка Кривополенова с Пинеги, её художник Павел Корин на картине изобразил. Мария Дмитриевна с большим талантом исполняла старинные былины, слышанные ей от деда. Её концерты имели огромный успех в начале XX века в Петербурге, Твери, на Украине. Побывавший на одном из таких концертов Борис Пастернак очень высоко оценил мастерство народной сказительницы Марии Кривополеновой.

Источник

Былины о богатырях – древнейший русский эпос

Европейские народы уже почти тысячу лет чтят и изучают свой эпос. Для французов главной святыней является « Песнь о Роланде », для испанцев – « Песнь о моём Сиде ». Потомки древних германцев – немцы и скандинавы гордятся Старшей и Младшей Эддами и сагами . В сагах об ирландцах и исландцах сберегается мудрость их кельтских предков. Жители Британских островов свято чтут легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола . Я уже не упоминаю обширную литературу Древней Греции и Рима!

А вот у русских эпоса как будто не было. В отличие от европейцев, ученые на Руси не изучали предания веков за редким исключением вплоть до времён Екатерины Великой. Европейцы, любящие считать русских варварами, также считали, что древней истории у нас нет. Появились в середине 1 тысячелетия н. э. какие-то полудикие племена на Восточноевропейской равнине, но до Петра Первого в мировой истории ничего из себя не представляли.

К счастью, в наши дни благодаря работе ученых историческая справедливость восстановлена. И если древность « Слова о полку Игореве » подвергается критике, то древность былин о богатырях не вызывает никаких сомнений.

В первую очередь, об их древности говорит само их содержание. Основной цикл мифов – легенды о богатырской заставе, защищающей Киев от кочевников. Самые любимые народом былины – о богатырях Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче. Чуть меньшей популярностью пользовались и другие богатыри – Ставр Годинович, Никита Кожемяка, Дунай Иванович, Чурила Пленкович , новгородский купец Садко . И лишь одно имя носит князь стольного града Киева, которому служат богатыри – Владимир.

Судя уже по этим поверхностным сведениям, былины рассказывают о временах не позже 10 века н. э. И хотя князей по имени Владимир в русской истории было несколько, чаще всего их прототипом служил Владимир Святославович «Красное Солнышко» .

Но есть несколько и более архаичных былин. Это так называемые, былины о Старших Богатырях , к которым относят Волха Всеславовича (Вольгу), Святогора , Микулу Селяниновича . В этих былинах остались настолько архаичные пласты, что они могут свидетельствовать о событиях, происходящих задолго до нашего летосчисления.

Читайте также:  Рисование огнем как называется

Скептики могут спросить: не являются ли былины поздней фальшивкой? На это можно с большим процентом уверенности сказать: нет. Дело в том, что былины (или старины, как их называли в народе до XIX века) сохранились в основном только на русском севере, в местах очень отдалённых и от Киева-града , и от Царьграда (Константинополя). Собиратели народных песен XVIII века, впервые узнавшие о существовании старин и услышавшие их от сказителей, были поражены, насколько точно народная память воспроизводит места, которых они никогда не видели, и содержит информацию о именах собственных, а также животном и растительном мире южной Руси. И что самое интересное, на украинских землях не было записано ни одной былины ( ! ) – уже к XVIII веку память о богатырях и киевских князьях прочно была стёрта из народа. Былины сохранились лишь на русском севере и в небольших количествах в Сибири и на Кубани (в виде песен). В советские времена институтами, изучавшими древнерусское наследие, были организованы поездки сказителей в места действия былин, о которых они пели. И сказители были поражены тем, что они похожим образом и представляли себе Киев и Чернигов , Муром и украинские степи.

Источник

Когда появились древнерусские былины?

Былины – форма русского героического эпоса, долгое время существовавшая в устной форме в народной среде. Записывать их стали сравнительно поздно – лишь в 19 веке.

Естественно, возникает вопрос, когда же они были созданы. И тут исследователь сразу же сталкивается с трудной задачей. Устные источники нельзя точно датировать, так как в народном предании не сохраняется дата сочинения эпоса. Древних же письменных памятников с записанными текстами, по которым их можно было бы датировать, тоже нет.

Интересную методику выяснения времени появления былин предложил современный русский историк Вадим Викторович Долгов. О ней здесь и пойдёт речь.

Он предлагает провести текстологический анализ былин и выявить, какой же эпохе истории России соответствует социально-психологический образ былинных героев.

Итак, былины начинаются с того, что Герой покидает родной дом без каких-бы то ни было видимых причин, и начинает свой Путь. Герой может быть как богатым (Добрыня Никитич), так и бедным (Илья Муромец). Он едет в чисто поле для того, чтобы «погулять», то есть показать свою удаль и силу богатырскую. Герой былин – типичный пассионарий — это человек, наделённый избыточной энергией.

Далее Герой решает ехать в стольный град Киев к ласковому князю Владимиру. Князь здесь предстаёт, во-первых, как потенциальный работодатель, и, во-вторых, как податель разных благодатей. Герой хочет не просто служить князю, но – «людей посмотреть – себя показать». Здесь же, в Киеве, при дворе князя Владимира, собираются и другие богатыри Руси.

Для того, чтобы его приняли должным образом при дворе князя, Герой должен совершить два подвига. При этом первый подвиг, как правило, совершается героем ради удовольствия, как-бы играючи. Так, например, Добрыня без всякой цели нападает на Змея и топчет его детёнышей, а Алёша Попович убивает никого не трогающего Недотолища.

Второй же подвиг Героя обязательно носит общественно-полезный, и, как бы мы сегодня сказали, патриотический характер. Во второй раз сражаясь со Змеем, Добрыня освобождает княжескую племянницу Забаву Путятишну. Алёша Попович же во время своего второго подвига освобождает Киев от Тугарина.

Читайте также:  Как называется жилище для пчел

Иван Билибин. Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну.

В.В. Долгов отмечает, что патриотизм в былинах «присутствует не столько в виде осознанного убеждения, сколько как глубинная определяющая мировоззрения… Участие в делах общества и государства становится для героя смыслом жизни». Защита интересов Земли Русской для Героя выше личных интересов, на защиту своей земли Герой идёт даже несмотря на конфликт с князем Владимиром.

Ещё одна черта былинного Героя – особое внимание к своей чести и достоинству. Богатыри самолюбивы, горды и запальчивы, не могут сносить ничьих обид, даже княжеских.

Если обидчиком чести Героя выступает другой богатырь, он вступает с ним в поединок. Если же обида исходит от князя, Герой не проявляет покорности и смирения, он отказывается служить князю, даже если враг угрожает Киеву. Конечно же, это несомненный маркер средневекового мышления.

Другая отличительная черта былинного Героя в том, что он не причисляет себя к элите – князья и бояре для него «они». Одновременно с этим, он не считает себя приниженным, не считает себя рабом или холопом, имеет чувство собственного достоинства, и никто не вправе его оскорбить. Если богатыря оскорбили, он запросто может развернуться и уйти, сказав «сами тогда воюйте». В условиях угрозы врага князь Владимир Красно Солнышко вынужден идти на уступки Герою и признавать его достоинство.

Важной особенностью русского эпоса, отличающей его от западноевропейского является, как отмечает В. Долгов, является то, что Герой служит прежде всего не князю, а Киеву, Руси, своей земле.

Итак, рассмотрев данные особенности поведения и мировоззрения Героя русских былин, Вадим Викторович задаётся вопросом, какому же периоду может соответствовать данный социально-психологический образ? С одной стороны – Герой проявляет аристократические черты, характерные для эпохи Средних веков и рыцарства. С другой – былинный Герой не дистанцируется от народа, он демонстрирует демократическое социально-политическое мировоззрение.

И Долгов находит такой период в истории России.

То, что сегодня нам кажется аристократизмом – особое отношение к своей чести, достоинству, самолюбие, не всегда было присуще исключительно аристократам. Такой же менталитет был и у свободных древнерусских общинников, которые были не только землепашцами или ремесленниками, но и воинами, способными в любую минуту встать на защиту своей земли. Лишь позже, с развитием социума, данные черты были закреплены за аристократией, а всё более закабаляемое крестьянство забыло о таком менталитете.

Такой аристократический менталитет свободных древнерусских общинников был свойственен русским людям 10 – 13 веков, когда полноправный общинник участвовал в военных операциях.

На этот же период древнерусской истории ложится и вольное поведение Героя по отношению к князю. Именно в 10 – 13 веках свободные общинники не знали рабского служения князю, не воспринимали его как всевластного монарха, в исторических источниках имеются факты того, что община запросто могла изгнать князя.

И именно в менталитет свободного древнерусского общинника укладывается патриотизм былинного Героя. Главный подвиг древнерусского былинного Героя – это защита Отечества, даже несмотря на распри с князем. Древнерусский общинник понимал, что князь князем, но свою землю нужно защищать.

Итак, и упоминание стольного Киева, и упоминание князя Владимира, и, самое главное, специфический менталитет Героя – всё это указывает нам на то, древнерусские былины были сложены примерно в 10 – 13 веках.

Источник

Adblock
detector