Меню

Место для жертвоприношения как называется

а л т а р ь

место жертвоприношений

• наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом

• в западно-христианских храмах — вытянутый поперек оси храма стол, на котором совершается таинство превращения хлеба и воды в плоть и кровь Христа, а также возведенная над этим столом декоративная стенка с религиозной живописью или скульптурой

• восточная часть христианского храма, где находится престол

• главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом

• место для жертвоприношения, священная часть храма

• место жертвоприношений и даров божеству в религиозных культах

• возвышенная часть христианского храма

• куда приносят жертвы?

• к нему ведут венчаться

• по-латыни это одновременно и возвышение, и место жертвоприношений

• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»

• место позади клироса

• святое место в храме

• святилище в храме

• часть христианского храма

• восточная часть храма

• что позади амвона?

• постамент для жертвоприношение

• возвышение в храме

• место принесения жертв

• престол за иконостасом

• к нему приводят невесту

• к нуму ведут агнца на закланье

• к нему в церкви приводят невесту

• главная часть храма

• постамент для жертвоприношения

• Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом)

• Главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом

• Жертвенник (первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе)

• к нему ведут агнца на закланье

• куда приносят жертвы

• м. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. христ. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверьми. Свято место, алтарь. Дурака и в алтаре бьют. Дураку и в алтаре не спускают. велика барыня, а в алтарь не лезь. Книга-то книга, слово-то слово! На-тка, пономарь, унеси ее в алтарь, о малограмотном попе. Алтарный, к нему принадлежащий, относящийся

• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»

Источник

Человеческие жертвоприношения в древнем мире

Принесение людей в жертву знали все древние цивилизации

Виды человеческих жертвоприношений

Они возникли ещё в первобытном обществе. Поводы для ритуального убийства людей бывали самые различные: желание отблагодарить богов за богатый урожай, за удачу на охоте, на войне или в другом деле, либо же заранее заручиться благоволением богов для каждого такого случая. Поскольку культы всегда включали в себя особые праздничные дни, то многие жертвоприношения могли быть регулярно приурочены к таким датам.

Некоторые не считают жертвоприношениями убийства рабов и жён царей и знатных людей, производившиеся одновременно с захоронениями последних. Считалось, что супруги (наложницы) и слуги должны были сопровождать своего повелителя в загробной жизни. Этот вид ритуальных убийств имел место, например, у русов до принятия христианства. Местами такие жертвы были добровольными – например, самосожжение вдов живьём в Индии, изредка встречающееся по сей день.

В Древнем Египте практиковались только такого рода ритуальные убийства, причём в самое раннее время. Других человеческих жертвоприношений страна фараонов не знала, и то довольно скоро захоронения убитых рабов в гробницах господ сменились положениями туда кукол.

Человеческие жертвы у цивилизованных народов Старого Света

Про человеческие жертвоприношения у древних евреев неоднократно упоминает Ветхий Завет. Сохранил он и память о замещении человеческих жертв закланием животных, как это явно отражено в рассказе об Аврааме и его сыне Исааке. Этот же процесс отразил и греческий миф о жертвоприношении Ифигении. Человеческие жертвоприношения широко практиковались на древнем Крите в пору расцвета тамошней цивилизации. Причём для совершения таких жертв греческие племена на материке платили дань царям Крита юношами и девушками. Их там обрекали в жертву «священному быку». Память об этом сохранилась в греческом мифе о Минотавре и отражена в критских фресках.

Читайте также:  Как называется пальмовая крупа

Принесение детей в жертву было сильно распространено у западно-семитских народов – ханаанеян, финикийцев, карфагенян. Там оно связывалось с культом бога Молоха (некоторые учёные считают, что такого бога не было, а этим словом обозначалось заклание людей). Изначально там приносили в жертву царя-жреца по достижении им старости, но в какой-то момент жрецы сумели убедить народ приносить вместо них в жертву своих детей. Следы регулярно происходивших детских жертвоприношений археологи нашли при раскопках древнего Карфагена.

Противники Карфагена – римляне – в тот момент, когда их городу угрожал Ганнибал, провели массовое жертвоприношение рабов, дабы боги смилостивились над Римом. Гладиаторские бои, которые ведут своё начало от жертвоприношений у этрусков, также долго сохраняли свой ритуальный характер. Так, знаменитый Спартак и его товарищи потому подняли мятеж, что были обречены на ритуальную жертву. В древнем Китае до эпохи Воюющих царств (5-3 вв. ло н.э.) сохранялось принесение девушек в жертву духам вод. Борьба просвещённых чиновников с такими обычаями – один из излюбленных мотивов древнекитайской литературы.

В Тибете человеческие жертвоприношения сохранялись до 1950-х гг. Там при начале постройке нового буддийского монастыря живьём замуровывали в стену одного из юных послушников.

В Америке

«На поток» человеческие жертвоприношения были поставлены в древней и средневековой Америке. Там они практиковались до прихода испанцев. «Гуманнее» всех это дело совершалось у инков. Там самых красивых девственниц отбирали в некое подобие монастыря и год готовили к «соединению с богом». Церемония проурочивалась к дню рождения Великого Инки. Накануне назначенного дня с избранной жертвой совокуплялся жрец, после чего ей давали порцию коки и душили.

Майя и ацтеки предпочитали кровавые жертвоприношения. Обречённому на заклание живьём вырезали сердце. Иногда, в зависимости от «праздника», требовалось сначала помучить жертву. Так, слёзы младенцев, приносимых в жертву ацтекскому «богу» Тлалоку, предвещали будущий дождь – чем больше слёз, тем обильнее дождь и богаче урожай. «Богу» Шипе-Тотеку были угодны освежёванные жертвы. А вот мелкие преступники удостаивались всего лишь утопления – они были «недостойны» «соединения с богом». В календаре ацтеков почти каждый месяц связывался с массовыми человеческими жертвоприношениями.

Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является собственностью авторов.

Источник

Как принести жертву богам

Ритуальные крики, ячменная крупа, позолоченные рога и другие важные детали одной церемонии жертвоприношения

Слово «жертвоприношение» обозначает разные древнегреческие обряды, со­вершаемые в разных обстоятельствах и с разными целями. Это и подношение богам фруктов, зерна и лепешек, и сжигание ладана, и убийство животных с последующим съедением оставшегося мяса, и сжигание животных целиком, и ритуальное возлияние вина, молока, меда, воды или масла, и пролитие жерт­венной крови для скрепления клятвы.

Самый распространенный тип жертвоприношения у древних греков — закла­ние домашнего скота — назывался thysia («тисия»). Мясо частично сжигали: богам доста­вался дым, участникам церемонии — мясо.

Читайте также:  Как называются чрезвычайные ситуации произошедшие по вине человека

Философ Теофраст выделил три цели жертвоприношения: воздать богам по­чести, поблагодарить их и попросить у них что-то. Но это лишь одна из воз­можных трактовок обряда. Уже в ХХ веке эллинист и специалист по древне­греческой религии Вальтер Буркерт выдвинул новую версию: смысл жертво­приношения — в чувстве вины, которое испытываешь после убийства. Ритуал нейтрализует выплеск агрессии, связанный с убийством животного. Впрочем, эту теорию опровергли как противоречащую античным свидетель­ствам. Неко­торые историки считают, что цель жертвоприношения — в установке социаль­ной иерархии между участниками обряда, в том числе богами, через распреде­ление лучших и худших кусков мяса во время совместной трапезы. Так жертво­приношение как бы закрепляет и оправдывает социально-эконо­мическую и политическую реальность. С антропологической точки зрения жертвоприно­шение является аналогом подарка: люди преподносят сакральный дар богам, рассчитывая на ответные дары. Такие подарки составляют основу взаимоотно­шений как между людьми, так и с потусторонними силами.

У греков не было отдельного класса жрецов, поэтому жертвоприношение мог совершить кто угодно. Для разделывания мяса часто звали мясника. Жертво­приношение совершали не внутри храма, а рядом с ним, у алтаря на открытом воздухе. Часто устраивались камерные домашние жертвоприношения в кругу семьи. Если после ритуала планировался обед или ужин, ритуальный пир устраивали в специальных помещениях при святилище или дома. Иногда жертвенное мясо продавалось, но все же большинство костей домашних животных находят именно в святилищах. Получается, греки почти всегда ели мясо после ритуального заклания животного — то есть достаточно часто, если судить по сохранившимся календарям с указаниями, когда и каким богам при­носить жертвы. Большое количество скота закалывали по случаю ежегодных городских праздников. Во время частных обрядов, как правило, обходились одним некрупным животным.

Правила церемонии не были сведены в жесткую систему: в разных полисах последовательность действий варьировалась. О разных типах, способах и про­цедурах жертвоприношения мы знаем из специальных ритуальных текстов, которые имели статус законов и высекались в камне для всеобщего обозрения. Среди других источников — античная литература, вазопись, рельефы, а с не­давнего времени еще зооархеология (анализ остатков животных, принесенных в жертву). Эти свидетельства позволяют понять некоторые закономерности thysiaи реконструировать особенности обряда.

1. Выберите жертву

Сначала нужно определить бюджет жертвоприношения. Самое дорогое жи­вот­ное — корова. Если грядет большой праздник (например, богини — покро­ви­тельницы города), имеет смысл потратиться, например, на 50 коров. А вот поросята — дешевый вариант, который используется в ритуале очищения: кро­вью животного опрыскивают участников обряда, а само мясо не едят. Самое распространенное жертвенное животное — овца: идеальное соотношение цены и качества. Выбор животного зависит еще от того, кому предназначена жертва. Тут важно все — возраст животного, пол и цвет. Богам подойдут самцы, а боги­ням — самки. Животных черного цвета приносят в жертву подземным хтони­че­ским богам. Прежде чем начать ритуал, сверьтесь со специальными кален­даря­ми и другими ритуальными текстами: например, 12-го числа месяца ан­фесте­риона (приходится на наши февраль — март) богу вина Дионису нужно при­но­сить в жертву темно-рыжего или черного козленка с непрорезавшимися зуба­ми, а богине плодородия Деметре в месяце мунихионе (апрель — май) — бе­ре­менную овцу. Богине ночного колдовства Гекате придется принести в жерт­ву собаку, но это уже другой тип жертвоприношения: собачину греки не ели.

Важный совет: Не приносите в жертву людей, даже если вы прочитали об этом в древнегреческих мифах и литературе. Человеческих жертвоприноше­ний в Гре­ции не засвидетельствовано.

Читайте также:  Как называется рукав спущенный

2. Найдите профессионального музыканта

Каждый этап ритуала должен сопровождаться музыкой. Хорошее исполнение радует богов и располагает их к обряду. Специальные обрядовые гимны назы­ваются просодии и пеаны. Первые следует петь, пока животное ведут к алтарю (музыка задает ритм процессии), вторые — уже у самого алтаря. Пение проис­ходит под аккомпанемент дудки — авла. Пока играет авлет, процессия ждет благоприятных знамений, чтобы начать церемонию. Логика богов, впрочем, не всегда понятна. Так, Плутарх рассказывает историю про музыканта Исме­ния, который долго играл на флейте, а знамений все не было. Тогда нетерпе­ливый заказчик жертвоприношения отобрал флейту у профессионала и неуме­ло заиграл сам, и только тогда жертвоприношение состоялось. На что Исмений ответил, что его музыка нравилась богам, вот они и не спешили с решением, но, услышав музыку дилетанта и решив от нее поскорее избавиться, они все-таки приняли жертву.

Важный совет: Авлету придется заплатить, но можно это сделать, поделив­шись с ним жертвенным мясом.

3. Помойтесь и нарядитесь

Праздничное настроение — это важно. Сходите в бани, наденьте нарядные бе­лые одежды и украсьте голову венком. У алтаря можно разуться, чтобы под­черкнуть священный характер происходящего. Важно не только нарядиться самому, но и нарядить жертву, ведь для животного участие в обряде — большая честь. Позолотите рога корове, как это сделал старец Нестор в «Одиссее», что­бы порадовать богиню Афину (эту услугу можно заранее заказать у кузнеца). Если финансы не позволяют, просто повяжите банты и намотайте венки вокруг головы и живота жертвы.

Важный совет: В афинских законах говорится, что жертвоприношение Афине должно быть максимально прекрасным, поэтому, если вы посвящаете ей празд­ничную церемонию, смело требуйте на торжества и украшения побольше денег из городского бюджета.

4. Организуйте шествие

Важный совет: Если вы не знаете, где набрать участников процессии, позовите домочадцев, детей и рабов. Жена, невестки и дочери будут нужны для испол­нения риту­ального женского крика ololygmos во время заклания жертвы. До конца неясно, зачем нужен был крик — то ли чтобы заглушить рев живот­ного, то ли чтобы отметить важность происходящего.

5. Не забывайте о деталях

Во время разделки самое главное — правильно отделить те части мяса, которые полагаются богам. Обычно это бедренные кости. Их нужно очистить от мяса, завернуть в жир и сверху прикрыть другими кусками небольшого размера. Лучшие куски мяса можно оставить себе: как показывает опыт Прометея, боги все рав­но ничего не заметят. Добавьте на алтарь хвост с крестцом, желчный пузырь и любые другие внутренние органы. Сожгите. Важно, чтобы дым шел в небо, к богам. Пролейте на алтарь немного вина — чтобы богам было чем запить мясо. Чтобы разделать и приготовить оставшееся мясо, лучше позвать мяс­ника. Теперь приступайте к праздничному ужину. Не забудьте отдать луч­шие куски самым почетным гостям.

Внимательно следите за знамениями.

Например, за тем, как ведет себя в огне хвост животного или что происходит с внутренними орга­нами. Правильное толкование позволит понять, понравилась ли богам цере­мония. Хорошие знаки, когда хвост в огне закручивается, а печень здо­ровая, с равными долями. Если обряд совершается перед битвой, о победе говорит сильный огонь, уничтожающий всю жертву целиком. Дурными зна­мениями являются скудное пламя, а также брызги от сжигания желчного пузыря и дру­гих внутренних жидкостей.

Источник