Меню

Подражание звукам как называется

Звукоподражания при запуске речи. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

«Ну когда же он заговорит?!-восклицают родители, ожидая первых слов малыша. А как взрослый человек, не знакомый с детской педагогикой и психологией, представляет разговор с малышом?

Например, так: ребенок заговорил, наконец, «на чистом русском»-и теперь с ним можно общаться!

Но при таком подходе первые слова малыша не воспринимаются всерьез: то, что малыш «воркует» на своём языке не считается. Оно и понятно, ведь непонятно😊

А вот и зря! Чтобы понять, сколько слов насчитывает активный словарь малыша, считаются все речевые проявления, даже если в понимании взрослых они «не тянут» на настоящие слова. Главное, чтобы они выполняли функцию речи. Ребенок вкладывает в свои «слова» смысл (иногда сразу несколько значений), использует эти «слова» в ходе речевого общения.

Анализ отдельных слов детей показывает, что первые 3-5 слов ребенка по своему звуковому составу близки к словам взрослого: МАМА, ПАПА, БАБА, ДАЙ, БУХ. Набор этих слов относительно одинаков у всех детей. Ребенок как бы отбирает из обращенной к нему речи взрослого те слова, которые доступны ему по артикулированию.

Артикуляционный аппарат ребенка еще не готов к воспроизведению сложных слов. Но словарь малыша очень нуждается в наполнении, ведь чем больше слов в арсенале ребенка, тем больше возможностей для общения и развития!

В этом нам помогут облегченные слова–ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ. Какие могут быть звукоподражания?

Подражание крикам животных: корова–МУ, гусь–ГА-ГА, кошка–МЯУ, собака–АВ-АВ

Подражание транспортным шумам: машина–БИ-БИ, поезд–ТУ-ТУ

Подражание звукам предметов: молоток–ТУК-ТУК, часики–ТИК-ТАК

Подражание звукам музыкальных инструментов: колокольчик–ДИНЬ-ДИНЬ, барабан–ТА-ТА

Таким образом, предлагая ребенку доступный речевой материал в виде звукоподражаний, мы помогаем ему быстрее освоить главный инструмент познания и коммуникации – речь!

И не стоит бояться, что ребенок долго будет использовать звукоподражания как замену настоящим словам. Обычно повзрослевший малыш с удовольствием переходит на новый уровень общения, тем более, когда уже есть для этого возможности!

Самые разные звукоподражания, да еще с интересными иллюстрациями, вы найдёте в книге « ГОДОВОЙ КУРС занятий для малышей от 1 года до 2 лет»

Читайте также:  Мохнатая ткань как называется

Источник

Звукоподражание или живой русский язык: нужно ли подражание звукам

Мир вокруг нас многообразен и ярок, полон красок и звуков. Человек, взаимодействуя с ним с самого рождения, слышит их, повторяет, подражает им.

Давайте разберемся: что такое звукоподражание: определение, виды, особенности, функции, использование этих слов рассмотрим далее в этой статье.

Определение

Звукоподражание в русском языке — это:

1. Воспроизведение различных звуков окружающей действительности.

Если вы, к примеру, посетили дельфинарий, и увиденное представление привело вас в восторг, то скучно и сухо рассказать об этом у вас не получится. Вы попытаетесь с помощью звукоподражания передать атмосферу этого действа: крик дельфинов, плеск воды, звучание музыки.

2. Создание слов, по звучанию схожих с такими звуками.

Разговаривая с ребенком, без звукоподражательных слов не обойтись — вас просто не поймут! Маленький человек познает мир, сопоставляя явление или живое существо со словом, которое его обозначает.

Подражание музыкальными звуками конкретному голосу тоже называется звукоподражанием.

Звукоподражание для малышей служит важным способом познания окружающего мира. Звукоподражательные слова в русском языке имитируют:

Все разнообразие звуков, которые нас окружают, можно отобразить звукоподражательными словами. И они будут понятны каждому без дополнительных объяснений!

Особенности звукоподражания в русском языке

Для звукоподражательных слов характерны:

Таким образом звукоподражание передает атмосферу, создает образ. Давайте попробуем рассказать о часах по-разному:

Как вам больше нравится? Для создания образа, настроения звукоподражательные слова необходимы.

Отличие звукоподражательных слов от междометий

Отдельно следует отметить отличие звукоподражательных слов от междометий. Несмотря на внешнюю схожесть, это — не одно и то же: первые передают звук, вторые — эмоции.

В отдельную группу относятся слова, являющиеся и междометиями, и звукоподражаниями. Например, “Гы-гы-гы” своим звучанием выражает смех и одновременно передает чувство радости и веселья.

Функции

Основная роль звукоподражательных слов — повторить звучание.

Например, если мы хотим воспроизвести звон летающего комара, то это будет “ззз”. А тиканье часов выглядит как “тик-так”.

Читайте также:  Две фото в одной как называется

Кроме этого, звукоподражание — способ создания выразительного эффекта. Например, сравните:

Здесь звукоподражательные слова передают оттенки и интонации по сути одного действия. Согласитесь, в каждом случае в воображении представляется совершенно разное животное с определенным набором эмоций.

Применение

Звуковое подражание широко используется во многих сферах жизни человека.

В педагогике

Подражание — один из методов постановки звуков у плохо говорящих детей.

На занятиях с логопедом такому ребенку предлагают покаркать как ворона (каррр) или пошипеть как змея (шшш). А также поучаствовать в играх с озвучиванием определенных действий: плюх-плюх (поросенок купается в луже), бу-бух (мишка свалился с дерева).

Подражание звукам животных и природы особенно полезно для малышей. Так они с удовольствием учатся и быстрее начинают говорить.

В художественной литературе

В литературных произведениях с помощью звукоподражания достигается эффект звукового присутствия. Словами с шипящими звуками можно воспроизвести шум или шорох. Пример: Слышался шепот дождя в шуршащей листве деревьев.

Также звукоподражательными словами можно передать эмоциональный фон описываемой сцены, выразить состояние героя и действующих лиц, ощущения от происходящих действий.

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали,
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет муха с комаром.
А за нею клоп, клоп
Сапогами топ-топ.

Звукоподражание дарит ощущение праздника, плясок, веселья! Не правда ли, зажигательно?

В фольклоре

Народные песенки, стишки, потешки, которые очень любит детвора, изобилуют звукоподражательными словами.

Пример: Пиф-паф! Ой-ой-ой! Убегает зайчик мой.

А совища из лесища
Глазами-то: хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ногами-то: топ-топ!

Звукоподражание помогает образному восприятию и поэтому так нравится детям.

В разговорной лексике

В повседневной речи звукоподражательные слова усиливают передаваемые эмоции, придают экспрессию разговору:

В рекламе

Звуковое подражание расширяет восприятие, цепляет внимание, привлекая потенциального покупателя. А, главное, очень хорошо запоминается: Кубики бульонные — буль-буль.

Вывод

Звукоподражание создает образ и обращается к эмоциям человека. От этого язык общения становится живым, выразительным, насыщенным и ярким.

Источник

Речь начинается со звукоподражаний

Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.

Читайте также:  Как называется картинка с ссылкой на сайт

Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:

— Девочка качает куклу: « А-а-а! ». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поём.

— У мальчика болит ухо: « О-о-о! ». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.

— Показываем игрушечную лошадку: « И-и-и! ». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.

— Гудит пароход: « У-у-у! ». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

— Маша заблудилась в лесу: « Ау! Ау! ».

— Ребёнок плачет: « Уа! Уа! ».

— Показываем ослика, говорим: « Иа! Иа! ».

3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определённый смысл.

— Чайник кипит: « П-п-п! ». Давай попыхтим также.

— Качаем колесо: « С-с-с ». Руками показываем, как работаем насосом.

— Деревья шумят: « Ш-ш-ш ». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.

— Показываем пилу (картинку или игрушку): « Сь-сь-сь ». Выполняем движения вперёд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.

— Поёт комар: « З-з-з ». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.

— Поёт жук: « Ж-ж-ж ». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.

— Греем ручки: « Х-х-х ». Показываем, как дышать на руки.

— Ёжик фыркает: « Ф-ф-ф ». Предлагаем пофыркать, как ёжики.

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить :

3. Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.

4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.

6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: « Мяу », поехала машина, напоминаем « Би-би ».

7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.

Источник

Adblock
detector