Меню

Подставка для чертежей как называется

Чертежная доска кульман своими руками. Помощь чертежнику

Ещё каких-нибудь три десятка лет назад не только в нашей стране, но и по всему миру в просторных залах конструкторских бюро стояли рядами многочисленные кульманы. С тех пор прошло не так уж много по историческим меркам времени, но и его было достаточно, чтобы разительным образом изменить интерьеры таких КБ. Сейчас в них главным рабочим инструментом является компьютер и его разнообразная свита в виде периферии, представляющей различные печатающие устройства. Но во многих КБ где-нибудь в углу ещё можно увидеть стоящие, собранные в кучку, покрытые пылью старые кульманы. Для нашего времени кульман чертёжный уже стал полноценным анахронизмом, таким же, например, как арифмометры в век калькуляторов. Некоторые конструкторы даже дома имеют ещё подобный старомодный кульман, хотя давно уже забросили его и пользуются компьютерными программами. Эти «мамонты» чертёжного дела утратили полностью своё практическое применение, и их время безнадёжно прошло.

Описание

Слово это (Reißschiene) пришло из немецкого языка. Произошло оно от reißen (чертить) и Schiene (шина, рельс) и означает линейку для проведения параллельных линий. Другое ее название – винкель. Традиционно их делали из дерева. Еще несколько десятилетий тому назад они почти не отличались от ранних экземпляров.

В черчении она необходима. По рейсшине и треугольным линейкам строятся линии для изометрических проекций. Прибавив циркуль и транспортир, с ее помощью можно выполнить чертежи любой сложности.

Устройство первых рейсшин напоминало букву «Т». Даже сейчас в английском языке она называется «t-square», что в переводе значит «Т-квадрат». Изначально она была в виде закрепленных под прямым углом двух линеек. Винтажные рейсшины сейчас можно увидеть в музеях.

У нее есть составные части, которые имеют специальные названия: линейка и головка, прикрепленная к линейке под прямым углом. Головка бывает с одной или двумя планками.

Рейсшина для черчения – это точный инструмент, поэтому его параметры и типоразмеры определяет ГОСТ. Он содержит описание двух видов:

Как пользоваться рейсшиной

Для черчения используют специальную доску, на которой крепят лист бумаги. Для того, чтобы это сделать правильно, используют рейсшину. Сначала стоит убедиться, что головка закреплена строго перпендикулярно линейке. Обе ее планки должны быть совмещены и закреплены болтом. Приложив ее головку к левому краю чертежной доски, сдвигают линейку до уровня, на котором будет закреплена бумага. Затем выравнивают край бумажного листа, чтобы он был параллелен линейке, и закрепляют его кнопками.

Теперь достаточно двигать головку рейсшины вдоль края доски, чтобы чертить по линейке параллельные линии. Если нужны параллельные линии под углом, используют головку с двумя планками. В таком случае одна неподвижная, а вторая с помощью винта закреплена под нужным наклоном. Для этого рейсшину переворачивают и настраивают нижнюю планку по транспортиру. Верхняя планка остается перпендикулярной линейке.

В некоторых случаях удобна небольшая роликовая рейсшина для черчения. Ее еще называют инерционной линейкой. Она не поможет в проведении длинных линий, но делать ей параллельную штриховку гораздо удобнее.

Также она незаменима для проведения коротких линий, параллельных уже начерченным. Ее не нужно настраивать, поскольку параллельность достигается движением ролика. Чем он тяжелее, тем точнее будет двигаться инструмент. Ролик изготавливается из металла или прочного пластика.

Кульман и Ватман: зачем они друг другу и нам?

В советском кино был свой набор штампов. Если хотели показать успехи социалистической индустрии, снимали дымящиеся трубы металлургического завода. Широкие колхозные поля с комбайнами символизировали процветающее сельское хозяйство. А ежели хотели показать мощь инженерного труда, демонстрировали уходящие за горизонт ряды кульманов в конструкторском бюро.

Кинематографистам приятно было снимать кульман, потому что выглядел этот прибор внушительно. На тяжелом металлическом станке крепилась большая деревянная доска. С доской сопрягалось устройство, позволявшее проводить на чертеже прямые линии заданной длины и под заданным углом. Устройство это было, как правило, металлическим шарнирным параллелограммом. На одном конце параллелограмма закреплялась головка с двумя взаимно перпендикулярными линейками, которую можно было поворачивать на любой фиксированный угол. К другому концу иногда прикреплялся внушительный груз-противовес, облегчавший перемещение всей этой «мухорайки» над доской в любое место чертежа.

Нехитрое устройство, правда? Но без несложного этого прибора все гениальные замыслы инженеров не легли бы на чертеж, а значит, не нашли бы своего логического завершения в металле. Так что большое спасибо кульману. И Кульману тоже.

Я имею в виду инженера и математика Карла Кульмана (Carl Culmann) (1821−1881)

, который этот чертежный прибор придумал.

Родился К. Кульман в городке Бад Бергцаберн в немецкой земле Рейнланд-Пфальц, на самой границе с Францией. Его отец был пастором, а сына хотел видеть инженером. Мечта престарелого родителя осуществилась. Карл выучился в одном из лучших технических заведений тогдашней Европы — Политехнической школе в Карлсруэ. В 1841 году он стал инженером-мостостроителем.

Это было славное время, когда строящиеся железные дороги «сшивали» еще политически разрозненную Германию в единое государство. Работы К. Кульмана, в особенности посвященные расчету фермовых конструкций, были востребованы. Он руководил постройкой многих мостов на юге Германии, в Бадене и в Баварии. С 1849 по 1852 год Карл Кульман совершил путешествие по Франции, Англии и США. Для этой поездки он даже специально выучил английский язык. Французский же Кульман, как житель пограничного Бадена, неплохо знал с детства. Тем более, что несколько лет в отрочестве он был кадетом военной инженерной школы во французском городе Мец.

Вернувшись из путешествия по Англии и США, Карл Кульман издал справочник, в котором были подробно описаны конструкции всех увиденных им английских и американских мостов.

Те, кому довелось изучать сопромат, наверняка строили эпюры распределения нагрузок в балках. А значит, пользовались методами графического расчета конструкций, предложенными К. Кульманом. Эти методы были изложены в его главной книге «Графическая статика», написанной в 1866 году.

Читайте также:  Как называется проспект карла маркса в днепропетровске

В 1855 году в Цюрихе был организован Политехнический институт. Кульман стал профессором этого учебного заведения и занимал кафедру до самой своей смерти.

«Чертеж — язык инженера», — справедливо говаривал старый профессор. И немало потрудился для того, чтобы язык этот стал четкими и выразительными. Карл Кульман изобрел тот самый прибор для быстрого и аккуратного изготовления чертежей, который и носит теперь его имя. Впрочем, «кульманом» рабочее место инженера или архитектора называется только по-русски. В прочих языках прибор для создания чертежей вручную называют «чертежной доской» (drafting table, Reißbrett, planche à dessin). Там, где это благородное устройство еще не заменили компьютеры с программами автоматизированного проектирования (CAD).

Но когда я и мои сверстники заканчивали институт, об автоматизированном проектировании еще не слыхали. И знакомства с изобретением дедушки Кульмана почти никто из нас не избежал. Кто-то простоял у кульмана несколько лет. А кто-то — изрядную часть своей жизни.

Где кульман, там и ватман

. Эта плотная белая бумага с шероховатой поверхностью специально предназначалась для рисования на ней карандашом или тушью.

Собственно говоря, если бы не чудеса транскрипции английских имен кириллицей, называться бы этой бумаге вотменом, поскольку выпускать эту бумагу начал английский промышленник Джеймс Уотмен (James Whatman) (1702−1754)

. Но ничего не поделаешь — ватман, как название бумаги для чертежников, в русском языке уже прижился. Так же, как и персонаж Конан-Дойля доктор Ватсон, который по всем правилам должен бы быть Уотсоном.

Джеймс Уотмен родился в небольшой деревушке недалеко от Мейдстона (графство Кент). Этот город в 18-м веке был центром бумажного производства в Англии. Но сперва Дж. Уотмен поработал дубильщиком кож. И лишь затем сменил эту грязную работу на ремесло более чистое и почетное, в котором и прославился.

В 1733 году Уотмен открыл собственное производство бумаги. Он, естественно, хотел разбогатеть. И потому решил стать производителем самой лучшей в тогдашней Европе бумаги. Быть лидером в бумажном производстве во времена Уотмена было не менее почетно и выгодно, чем нынче возглавлять какую-нибудь компанию мобильной связи. Бумага — дорожное полотно прогресса. В 18-м веке в этом уже никто не сомневался.

Скоро сказка сказывается — не скоро дело делается. Как часто случается, в осуществлении мечты помог удачный брак. В 1740 году Уотмен женился на вдове своего друга Ричарда Харриса, которую звали Энн. Вскоре после женитьбы, соединив капиталы свои и супруги, Дж. Уотмен купил бумажную фабрику «Turkey Mill» («Индюшиная мельница»). Средств хватило не только на покупку здания и оборудования. У Дж. Уотмена были деньги и на то, чтобы собрать на своем производстве самых опытных британских мастеров. Таким образом, самые лучшие в стране работники трудились у него на всех операциях, даже на предварительном разборе тряпичного сырья.

Да, да! Высокое качество бумаги, которую производила фабрика Дж. Уотмена, определялось, среди прочего, тем, что делали ее исключительно из льняных и пеньковых тряпок. Так получалась более чистая, чем из древесины, целлюлоза. И другой секрет Дж. Уо из тряпичных лоскутков горячую целлюлозную массу не выкладывали на просушку, как обычно, на решетки из продольных и поперечных металлических прутьев. Ведь в тех местах, где бумага касалась прутьев, ее слой был менее плотным. Разглядывая на просвет такую бумагу, можно было увидеть следы от прутьев, «водянные знаки». Дж. Уотмен придумал новую форму для просушки, с сеткой из тонкой ткани. Сквозь ткань стекала вода, а целлюлозная масса, бумага, оставалась.

После остывания такая бумага становилась плотной и однородной, с шероховатой поверхностью. На такой поверхности карандаш оставлял хорошо видимый след. И акварельные краски хорошо ложились на плотную бумагу. Ясно, что первыми «влюбились» в бумагу Уотмена художники.

Тринадцать лет потребовалось для того, чтобы производившаяся Уотменом бумага стала стандартом превосходной бумаги для рисования, письма и печати как в Великобритании, так и в США. И в течение 30 лет никто, кроме фабрики Уотмена, такую бумагу не производил.

После смерти Дж. Уотмена его сын, Джеймс Уотмен II, в возрасте 21 года унаследовал предприятие. При нем фирма заняла ведущие позиции в мировом бумагоделательном производстве, а ее продукция стала называться ватманской бумагой, или попросту ватманом.

Компания Watman существует до нынешнего дня. Но сейчас она производит медицинское оборудование. А прославленная бумагоделательная фабрика «Turkey Mill» сейчас превращена в бизнес-парк, территорию которого, среди прочего, используют для празднования свадеб.

Теги: производство, прибор, бумага, Европа, интересный факт

Кульман

Долгое время инженеры пользовались классической доской с рейсшиной, пока Франц Кульман не изобрел новый чертежный инструмент, совместив доску, настольную лампу и пантограф (это раздвижная рама для копирования в масштабе). С 1903 года в Вильгельмсхафене их выпускала компания, носящая название своего изобретателя, – Кульман. Устройство для черчения тоже получило это название.

Теперь стало гораздо удобнее выполнять чертежные работы. Не нужно накладывать много угольников на рейсшину. Достаточно вставить грифель карандаша в отверстие пантографа и проводить ровные линии. Неудивительно, что это изобретение покорило архитекторов, конструкторов и всех, кто работал на доске с рейсшиной для черчения. Ни одно конструкторское бюро не обходилось с тех пор без кульманов.

Однако прогресс не стоял на месте, и появились ЭВМ – первые компьютеры. К ним можно было подключить графопостроитель. Но с началом эры персональных компьютеров про кульман постепенно забыли. Появилась система САПР – автоматизация проектирования, и теперь этого «дедушку черчения» не увидеть в организациях.

По-прежнему востребована

Умерла ли чертежная рейсшина, вслед за кульманом? Ничего подобного. Это неизменный инструмент школьников на уроках черчения и студентов. Ведь для того, чтобы сделать примитивный чертеж, не нужны сложные компьютерные системы. Так что это давнее приспособление просто облекается в новые, современные материалы. Метровые рейсшины заменили на небольшие, для размера бумаги А3 или даже А4. Они вполне справляются с задачами.

Читайте также:  Как называется шнур внутри шины

А большие деревянные инструменты можно теперь увидеть на старых фотографиях или в музеях. Например, в Музее иронии. Там есть картина «Девушка с рейсшиной».

Доска с рейсшиной

Самое удобное для небольших работ по черчению – приобрести настольный набор, состоящий из пластиковой доски и инерционной рейсшины. Сейчас выпускают такие доски в нескольких форматах: от А1 до А4. Ее удобно крепить на письменный стол. Можно установить вертикально. К некоторым моделям прилагается набор треугольников и чертежный узел. Это легкий и удобный современный инструмент.

Вместо дерева – прозрачный пластик. Работать за такой доской приятно. Переносить легко. При необходимости можно организовать презентацию прямо на доске. Рейсшина не требует настройки, не теряется, не деформируется и не ломается при переноске. Вот такие изменения претерпела скромная чертежная линейка-рейсшина для черчения.

Кульман

Кульман

Е.О. » 24 июл 2010, 02:05

Я только что беседовал с внуком того самого Кульмана (чье имя стало нарицательным в РЯ), и он мне рассказал много интересного о своем деде, отце, об их фирме и т.д.

Заглянув в статью “кульман” на Википедии, я обнаружил там много неточностей и тут же их исправил. В частности, там утверждалось, что прибор и изготовлявшая его фирма названы по имени Карла Кульмана (Carl Cullmann), тогда как на самом деле они названы по имени Франца Кульмана (Franz Kuhlmann). При этом ссылка давалась на Большой Энциклопедический словарь. Я сейчас не дома, и у меня тут нет под рукой бумажной версии БЭС, а Интернет-ссылку открыть не удалось.

Любопытно узнать, действительно ли в БЭС утверждалось, что слово “кульман” происходит от “Cullmann”?

P.S. Просьба к знатокам немецкого: переведите, пожалуйста, статью wiki “Franz Kuhlmann” на русский (чтобы ссылка на Франца Кульмана из статьи “кульман” из красной превратилась бы в настоящую, в синюю). Эта статья совсем-совсем короткая.

Re: Кульман

adada » 24 июл 2010, 08:47

Примечания

Кульман для черчения (старого образца и электронный) — что это такое?

Ещё каких-нибудь три десятка лет назад не только в нашей стране, но и по всему миру в просторных залах конструкторских бюро стояли рядами многочисленные кульманы. С тех пор прошло не так уж много по историческим меркам времени, но и его было достаточно, чтобы разительным образом изменить интерьеры таких КБ. Сейчас в них главным рабочим инструментом является компьютер и его разнообразная свита в виде периферии, представляющей различные печатающие устройства. Но во многих КБ где-нибудь в углу ещё можно увидеть стоящие, собранные в кучку, покрытые пылью старые кульманы. Для нашего времени кульман чертёжный уже стал полноценным анахронизмом, таким же, например, как арифмометры в век калькуляторов. Некоторые конструкторы даже дома имеют ещё подобный старомодный кульман, хотя давно уже забросили его и пользуются компьютерными программами. Эти «мамонты» чертёжного дела утратили полностью своё практическое применение, и их время безнадёжно прошло.

Отрывок, характеризующий Кульман (чертёжный инструмент)

– Я уверена, вот увидишь. – Предсказание Наташи сбывалось. Долохов, не любивший дамского общества, стал часто бывать в доме, и вопрос о том, для кого он ездит, скоро (хотя и никто не говорил про это) был решен так, что он ездит для Сони. И Соня, хотя никогда не посмела бы сказать этого, знала это и всякий раз, как кумач, краснела при появлении Долохова. Долохов часто обедал у Ростовых, никогда не пропускал спектакля, где они были, и бывал на балах adolescentes [подростков] у Иогеля, где всегда бывали Ростовы. Он оказывал преимущественное внимание Соне и смотрел на нее такими глазами, что не только она без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд. Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой. Ростов замечал что то новое между Долоховым и Соней; но он не определял себе, какие это были новые отношения. «Они там все влюблены в кого то», думал он про Соню и Наташу. Но ему было не так, как прежде, ловко с Соней и Долоховым, и он реже стал бывать дома. С осени 1806 года опять всё заговорило о войне с Наполеоном еще с большим жаром, чем в прошлом году. Назначен был не только набор рекрут, но и еще 9 ти ратников с тысячи. Повсюду проклинали анафемой Бонапартия, и в Москве только и толков было, что о предстоящей войне. Для семейства Ростовых весь интерес этих приготовлений к войне заключался только в том, что Николушка ни за что не соглашался оставаться в Москве и выжидал только конца отпуска Денисова с тем, чтобы с ним вместе ехать в полк после праздников. Предстоящий отъезд не только не мешал ему веселиться, но еще поощрял его к этому. Большую часть времени он проводил вне дома, на обедах, вечерах и балах. ХI На третий день Рождества, Николай обедал дома, что в последнее время редко случалось с ним. Это был официально прощальный обед, так как он с Денисовым уезжал в полк после Крещенья. Обедало человек двадцать, в том числе Долохов и Денисов. Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете – остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», – говорила эта атмосфера. Николай, как и всегда, замучив две пары лошадей и то не успев побывать во всех местах, где ему надо было быть и куда его звали, приехал домой перед самым обедом. Как только он вошел, он заметил и почувствовал напряженность любовной атмосферы в доме, но кроме того он заметил странное замешательство, царствующее между некоторыми из членов общества. Особенно взволнованы были Соня, Долохов, старая графиня и немного Наташа. Николай понял, что что то должно было случиться до обеда между Соней и Долоховым и с свойственною ему чуткостью сердца был очень нежен и осторожен, во время обеда, в обращении с ними обоими. В этот же вечер третьего дня праздников должен был быть один из тех балов у Иогеля (танцовального учителя), которые он давал по праздникам для всех своих учеников и учениц. – Николенька, ты поедешь к Иогелю? Пожалуйста, поезжай, – сказала ему Наташа, – он тебя особенно просил, и Василий Дмитрич (это был Денисов) едет. – Куда я не поеду по приказанию г’афини! – сказал Денисов, шутливо поставивший себя в доме Ростовых на ногу рыцаря Наташи, – pas de chale [танец с шалью] готов танцовать. – Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, – сказал Николай.

Читайте также:  Пицца с яйцом сверху как называется

История изобретения кульмана

Устройство кульмана

Вряд ли кому в голову придёт изготовить кульман своими руками, поскольку, это намного сложнее, чем сделать мольберт. Несмотря на громоздкость, кульман достаточно точное механическое устройство, позволяющее рисовать в плоскости доски прямые линии произвольной длины и под произвольными углами. Прибор мог иметь два варианта подвижной рамы:

На параллелограмме или одной из кареток крепилась угломерная (делительная) головка, от которой исходили под углом 90 градусов две масштабные линейки. На линейках обычно был нанесён разный масштаб, а сами они имели неодинаковую длину: вертикальная имела длину 300 мм, а горизонтальная — 500 мм. Линейки делались из армированной металлом прозрачной пластмассы или тонкостенного стального профиля. Точность угломерной головки составляла 5′, а её положение можно было зафиксировать в любом положении. Использовались одновременно прямая и обратная шкала отсчёта. С помощью приспособления для смещения головки выполнялись построения проекций под углом. В устройстве предусмотрен тормоз, фиксирующий положение головки. Головку можно поворачивать перпендикулярно к плоскости доски. Была предусмотрена установка печатающего устройства, штриховальных приборов, инструментов для юстировки линеек

Особенности эксплуатации кульмана

Поскольку проектирование с помощью кульмана велось на листе ватмана, то оно осуществлялось в трёх плоскостях:

Созданная позднее САПР позволяла сразу делать трёхмерные проекции и часто применяла обратный подход, когда уже после создания трёхмерной модели детали создавались её отдельные проекции.

Электронные кульманы

В настоящее время кульманы в качестве средств проектирования в КБ и на предприятиях России используются всё реже, поскольку не могут конкурировать с САПР по скорости разработки, к тому же значительно облегчает работу конструктора. И хотя, обыкновенный механический кульман уступил свои позиции, на смену ему пришёл электронный кульман в разных вариациях.

Видео о кульмане для черчения

Это полноценная чертёжная система, пригодная для использования как дома, так и на работе. Наклон доски регулируется четырёхступенчатой противоскользящей подставкой. Рейсшина имеет функцию блокировки и механизм стоп-энд-гоу. Комплектуется профессиональной чертёжной головкой.

Интерактивный стол Isis

Характеризуется интерактивными возможностями при простоте использования. Вертикальное или горизонтальное положение стола и программное обеспечение позволяет использовать его в роли интерактивной доски, кульмана, фотоальбома, карты, инструмента для презентаций. Устройство имеет гладкую ламинированную светоотражающую столешницу с изменяемой высотой и любым углом наклона. Отдельно к системе можно приобрести интерактивный проектор с ультракоротким фокусом.

В этом интерактивном кульмане при прежней простоте использования предусмотрены дополнительные интерактивные возможности. Этот комплекс не только отличается многофункциональностью, но и мобильностью, поскольку приспособлен для передвижения. В его состав входят:

Преимущества данного комплекса:

Электронный кульман «iTable»

ещё в 2011 году представила миру голографический стол «NettleBox», которые представлял собой систему визуализации, формировавшую у наблюдателя ощущение реальности демонстрируемого объекта. А порадовала электронным кульманом «iTable», который смог заменить все элементы, которые использовались в ходе презентаций: экран, проектор, ноутбук.

«iTable» — это, по существу, программно-аппаратный комплекс, в котором объединились электронный стол и сенсорный экран. Под работу на нём можно адаптировать программное обеспечение, которое создано для решения оригинальных задач разных заказчиков, или взятое от «Autodesk». В случае использования системы автоматического проектирования «Autodesk» становится способен выполнять все функции старого доброго кульмана. С этим архаичным чертёжным инструментом «iTable» роднит огромная величина экрана, достигающего в диагонали 60 дюймов, но современное устройство имеет ещё и прекрасные демонстрационные возможности. Поскольку «iTable» имеет очень удобную и функциональную сенсорную интерактивную панель, то с его помощью становится проще работать с объектами проектирования. Например, для просмотра объекта в двухмерном или трёхмерном пространстве можно задать координаты точки, если дотронуться до экрана пальцем в нужном месте изображения. У экрана есть гидравлический подъёмник, с помощью которого его положение можно изменять с вертикального до горизонтального. С помощью этого устройства идеально демонстрировать конструкторские разработки, обходясь при этом без привычных устройств: экрана, проектора и компьютера.

К тому же, «iTable» можно использовать в качестве дублирующего экрана, если подключить его к компьютеру. Для совместного функционирования двух устройств предназначено решение «Autodesk Inventor» с функцией ассоциативности. Если на компьютере изменить деталь, то это отобразится на модели объекта, видимой на «iTable».

Особенности использования

Кульман диктовал технологию проектирования — в качестве основы для проектирования использовался прикреплённый к кульману лист бумаги, следовательно разработка велась в отдельных плоскостях: вид спереди, вид сбоку, вид сверху. В то же время САПР позволяет проектировать сразу в трёх измерениях, в том числе, применяя обратный подход, начиная разработку трёхмерной модели (инструмента, штампа, механизма) и затем создавая отдельные чертежи для конкретной плоскости и отдельного вида.

В данный момент уровень использования кульмана как средства проектирования на предприятиях России сокращается, поскольку САПР значительно сокращает сроки разработки и при достаточном уровне подготовки конструктора несоизмеримо облегчает его работу.

Источник

Adblock
detector