Меню

Подставка для церковных свечей как называется

Подсвечники церковные (интерьерные)

Другие названия: канон, канун, тетрапод, кандило, поликандило, тощая свеча, поставная свеча

Что такое церковный подсвечник?

В русском православном храме можно увидеть множество подсвечников, предназначенных для того, чтобы прихожане возжигали свечи перед иконами. Наиболее распространенная конструкция в наши дни – прямоугольный или округлый столик на высокой ножке со множеством лунок для свечей.

Иногда подсвечник для множества свечей именуют поликандилом, хотя чаще это слово относят к небольшой храмовой люстре с несколькими источниками света.

Материалы изготовления

Как правило, подсвечники в храм делают из металла – стали, покрытой нитридом титана или латуни.

Разновидности

Центральный подсвечник – как правило, самый большой. В центре такого подсвечника обычно бывает установлена лампада.

Обычные подсвечники – ставятся перед иконами, мощами, распятием. Могут быть круглыми или многогранными, реже прямоугольными, с лампадой или без нее.

Детские напольные подсвечники отличаются от взрослых меньшей высотой. Благодаря этому малышам бывает удобно ставить на них свечи.

Канун (канон, тетрапод) – заупокойный подсвечник, панихидный стол.

Подвесные подсвечники (кандила). Встречаются значительно реже напольных. В православных храмах их, как правило, помещают перед чтимыми иконами. Такой подсвечник может иметь лунки для одной или нескольких свечей, а также стаканчик для лампады.

Варианты изготовления

Наиболее распространенный вариант подсвечника – с лунками для свечей. Лунки эти могут быть одинакового или разного диаметра.

Помимо подсвечников с лунками, встречаются песочные подсвечники, где место верхней поверхности занимает емкость для песка. В этот песок прихожане и ставят свечи.

Особенности оформления

В старину были распространены подсвечники, в которых лампада устанавливалась на особой трубе – металлической или фарфоровой. Благодаря этому ее огонек оказывался выше свечей. Это несло в себе особую символику: лампада в центре подсвечника символизирует Спасителя, а свечи – святых или просто всех членов Церкви. Эта практика оформления подсвечников встречается и в наши дни.

Особенности использования

В русской традиции подсвечники обычно ставят перед иконами и святынями (мощами, распятием и т.п.) В Греции практика несколько иная: там в храме, а то и около него, на церковном дворе, устанавливается всего один или два подсвечника – для свечей, поставляемых с молитвой о здравии и об упокоении.

Полезный совет

Перед тем, как начать ставить на металлический подсвечник свечи, его щедро смазывают лампадным маслом. Это облегчит чистку подсвечника от застывших капель воска и убережет его от порчи.

Согласно требованиям пожарной безопасности подсвечник должен стоять на негорючей поверхности. Помимо этого, стоит позаботиться, чтобы воск не падал на храмовый пол, иначе на нем останутся пятна. Поэтому во многих храмах подсвечники ставят на специально вырезанные из подходящих материалов (например, линолеума) круги.

Из истории

В старину на Руси существовал такой вариант напольного подсвечника в храм, как тощая (или поставная) свеча. Это подсвечник, ножка которого выполнена в виде цилиндрического столбика и сама напоминает огромную свечу. Как правило, такие подсвечники украшались богатой росписью или резьбой. Изначально их делали из полой внутри деревянной колоды, позднее – из фарфора. Орнамент, украшавший «тощую свечу», символизировал райские кущи и представлял собой переплетения диковинных растений.

Духовно-символическое значение

Подсвечник, на который верующие ставят свечи в знак своей любви и благоговения, символизирует Церковь, где собрались все мы, призванные пламенеть огнем молитвы и быть пред Богом мягкими и податливыми, как воск, а по отношению к ближним – теплыми и милостивыми.

Источник

Подсвечники богослужебные (ручные и выносные)

Что такое богослужебный подсвечник?

Выносные подсвечники для клира представляют собой рукоять, в которую вставляется одна или несколько свечей.

Обычно церковные подсвечники изготавливают из латуни, иногда – из алюминия. История знает золотые и серебряные подсвечники для священнослужителей. Нередко их изящно декорируют: эмалью, позолотой, вставками из камней.

Встречаются дьяконские и иерейские подсвечники с деревянной ручкой, реже – полностью деревянные.

Разновидности богослужебных подсвечников

Выносной подсвечник выносят из алтаря и ставят перед Царскими вратами в определенные моменты богослужения. Он представляет собой высокий тонкий цилиндр на устойчивой подставке, в верхней части которого располагается лунка для одной толстой свечи. Высота его обычно составляет около полутора метров.

Читайте также:  Как называется наука о внешнем строении организмов

Остальные богослужебные подсвечники являются ручными. Подсвечники определенного вида используются носителями разных служений: архиереями, священниками, диаконами.

Дьяконский подсвечник рассчитан на толстую свечу – обычно диаметром четыре сантиметра. Он имеет длинную ручку, благодаря которой свеча оказывается приподнята значительно выше рук держащего ее. В старину на Руси дьаконскую свечу именовали ослопной, от слова «ослоп» – дубина, палка. Действительно, дьяконский подсвечник значительно массивнее того, который несет в руке священник. Обычно его длина превышает 40 сантиметров, а иногда приближается и к метру. Такой подсвечник представляет собой длинную ровную рукоять, как правило, полую внутри. Благодаря длине диаконского подсвечника вставленная в него свеча выглядит торжественно, даже если большая часть ее уже сгорела. Такой подсвечник можно держать как одной, так и двумя руками. Подобные подсвечники в определенные моменты службы держат в руках и алтарники (пономари).

Ручной иерейский подсвечник рассчитан на свечу среднего размера (диаконский на порядок больше). У него удлиненная ручка, за которую подсвечник держат одной рукой.

В некоторых женских монастырях существует традиция, по которой игумения в определенные моменты службы стоит на своем моленном месте, держа в руке свечу, вставленную в рукоять той же формы, что и у священников.

На Пасху на архиерейской службе используется пасхальный трикирий, несущий на себе изображение Воскресшего Христа. Не следует путать его с пасхальным трехсвечником, с которым служат священники.

Примикирий – подсвечник на одну свечу, являющийся атрибутом Предстоятеля поместной Церкви. Как и дикирий с трикирием, он имеет подставку. Примикирий с горящей свечой торжественно несет перед Святейшим Патриархом иподиакон. В переводе с греческого языка слово «примикирий» означает «первенствующий».

В богослужебных указаниях термином «примикирий» иногда обозначают и выносной напольный подсвечник (см. выше). Изначально же, в Византии, примикирием именовали самого церковнослужителя, который нес свечу перед архиереем.

Пасхальный трехсвечник используется священником на Пасху. Ручной подсвечник представляет собой крест, от которого отходит трисвечник – как бы некие ветви, несущие на себе три перекрещенных между собой свечи. Как правило, композиция дополняется образом Воскресения Христова.

Особенности оформления богослужебных подсвечников

Ручные подсвечники, как правило, имеют манжеты, призванные защитить руки и облачение священнослужителей от расплавленного воска.

Подсвечник может быть как простым и функциональным, так и богато украшенным: например, позолоченным, со вставками из камней, травлением.

Полезный совет

Выбирая дьяконский или иерейский подсвечник, следует обратить внимание на его вес, ведь при совершении службы к нему добавится большая свеча. В этом смысле преимущество находится на стороне подсвечников из алюминия. Деревянный подсвечник хорош во время совершения молебнов под открытым небом, особенно в холодное время года: он не будет холодить руки даже в мороз. Еще одно преимущество дерева – оно не скользит, так что его легче удерживать в руках продолжительное время. И все же, наиболее распространены в современном церковном обиходе подсвечники из латуни. Скорее всего, они обязаны этим своим эстетическим свойствам, ведь из этого золотистого металла, как правило, выполняется значительная часть предметов храмового убранства и утвари.

В храме может быть несколько дьяконских подсвечников, имеющих разные размеры. Это особенно важно, если в качестве свещеносцев в богослужениях участвуют дети: для них стоит предусмотреть варианты поменьше и полегче.

Из истории подсвечников для богослужения

Символика подсвечника сложилась в Церкви в столь отдаленные времена, что осталась практически общей у православных, старообрядцев и даже католиков. Убедиться в этом можно, взглянув на фотографии, где фигурируют практически одинаковые предметы церковной утвари.

Очевидно, что как только распространилась традиция использовать во время богослужения свечи (а это произошло уже в первохристианские времена), появились и подсвечники. Назначение подсвечника, который держит в руках священно- или церковнослужитель – не только удобство держащего, но и стремление поднять свечу достаточно высоко, в соответствии со словами Спасителя: «Не ставят светильник под спудом, но на свещнице, и светит всем в доме».

Читайте также:  Как называется цвет между красным и оранжевым

Духовно-символическое значение подсвечников для богослужебных свечей

В подсвечнике можно увидеть метафору благоговения: мы прикасаемся к источнику света (который символизирует благодать) не напрямую, а держа его с помощью благолепно украшенной утвари. Впрочем, никогда не существовало запрета на то, чтобы держать свечу во время богослужения без подсвечника.

Трикирий – подсвечник на три свечи, символизирует Пресвятую Троицу.

Дикирий – несет в себе две свечи и напоминает верующим о двух природах Господа Иисуса Христа: Божественной и человеческой.

Примикирий – говорит о единстве Церкви, о том, что ее Предстоятель является образом Христа.

Горящая свеча в руках священника и диакона символизирует свет Евангельской проповеди.

Источник

Подсвечники, канделябры, тапперты, браны, киндилы: от «времен Адамовых» до наших дней

Подсвечник — древний и вечно молодой

Подсвечник — это, по большому счету, приспособление, куда помещается свеча. Основное предназначение подсвечника — удерживать горящую свечу, чтобы она более-менее ровно освещала помещение, а также чтобы свеча не упала и не натворила бед.

Это, пожалуй, самый первый осветительный прибор в истории человечества. Лучинка, воткнутая в какую-нибудь каменную расщелину — уже подсвечник. Глиняная плошка с плавающим в жире фитильком — тоже подсвечник. Ну, а о тех подсвечниках и их разновидностях, о которых мы читали в книжках, которые видели в кино (а некоторые из читателей, что постарше, пользовались ими собственноручно) и говорить не приходится. Подсвечник — вещь заслуженная. Не зря он пережил века и тысячелетия и дожил до наших дней.

Подсвечники в современном мире


В настоящее время подсвечники во всех их разновидностях уже не служат своему основному предназначению — освещению помещений. Сейчас они используются большей частью как декоративное украшение или как особенность интерьера…


А также — в храмах многих номинаций во время проведения служб.

Когда возник и как развивался подсвечник


Никто в доподлинности не может сказать, когда именно возник первый подсвечник, и уж тем более никто не назовет имени гениального первобытного дизайнера, придумавшего этот, без сомнения, великий предмет. Хотя как именно он возник, можно легко догадаться: в пещере было темно, вот он и возник. Как говорится, нужда заставила.


Самые первые — глиняные подсвечники были обнаружены на территории Древнего Египта и датируются они 400 г. до н. э. Примерно тогда же и в том же самом месте начали изготавливаться и восковые свечи — необходимое дополнение к подсвечнику.


Что касается более поздних исторических времен, то известно, что подсвечниками пользовались предки современных греков — эллины, древние римляне.


Широкое применение подсвечник нашел у древних славян и у других народов. И общем и целом, подсвечник во всех мыслимых разновидностях был незаменимым предметом вплоть до изобретения и широкого распространения электричества — то есть, до конца 19-го начала 20-го века. Подсвечниками и их разновидностями — канделябрами и люстрами освещались жилища простолюдинов и знати…


Без подсвечников не могло быть и речи о проведении церковных служб. До сей поры в православных и католических храмах используются подсвечники.


Можно сказать, что подсвечник — один из немногих древних предметов, который имеет для человечества сакральное значение, а потому — он пережил века и, судя по всему, будет жив и впредь. А уж какое применение, помимо украшения интерьера и ритуальных служб найдут наши потомки, можно долго фантазировать.

Материал для изготовления подсвечников


Необходимое примечание. С самого начала подсвечники рассматривались в двух ипостасях: как подставка для свечей и как украшение интерьера. Поэтому большей частью они изготавливались с разнообразными украшениями и всяческих форм. Были подсвечники витые, со всяческими изгибами, узорами, в виде мифических или сказочных фигур — всего и не перечислить.

Читайте также:  Занятия с собственным весом как называется


Издревле подсвечники изготавливались из различных материалов. В первую очередь, это металлы: бронза, медь, чуть позднее — сталь. Начищенный металл, особенно бронза и медь, это красиво, а потому придает интерьеру помещения особенную красоту и торжественность.


Дерево. Когда-то это был самый простой и доступный материал для изготовления подсвечников. Но, вместе с тем, и опасный из-за легкой воспламеняемости. Впрочем, это не помешало деревянному подсвечнику дожить до наших времен.


Фарфор и керамика. Подсвечники из этих материалов обычно разрисовываются цветными узорами.


Стекло. Это — самый поздний (и самый дешевый) материал. Обычно такие подсвечники изготавливаются из цветного стекла. Но и из прозрачного стекла — тоже.

Разновидности подсвечников и их применение


За всю историю человечество изобрело множество разновидностей подсвечников, а также придумало целый перечень способов их применения. Поговорим об этом подробней.


Собственно подсвечник. Это — подставка для одной свечи.


Канделябр. Это — подсвечник для нескольких свечей. Чем больше в канделябре было свечей, тем, соответственно, светлее было в помещении.


Люстры. По сути, это тот же канделябр, но подвешенный к потолку. Но — гораздо пышнее больше объемом. Из классической литературы известно, что бывали люстры и на 10, и на 50 и даже на 100 и более свечей. Такими люстрами в основном оборудовались большие помещения: бальные залы, галереи, театры. Украшались такие люстры серебром, позолотой, хрусталем и даже драгоценными камнями.


Кандил и паникадило. Это — разновидности подсвечников для церковной службы. Кандил — это подсвечник (или канделябр, стоящий по полу или возвышенности). Паникадило — это большая люстра под потолком, предназначенная для освещения всего помещения. Чем больше помещение храма, тем, соответственно, больше было и паникадило. Паникадило — это, по сути, та же люстра.


Брана. Это подсвечник, рассчитанный на одну или несколько свечей, прикрепленный к стене (от этого слова произошло современное «бра»).

Тапперт — небольшой, для одной свечи, подсвечник на тонкой короткой ножке. Тапперт предназначался для освещения небольшого пространства. В частности, барышни минувших веков пользовались таким подсвечником, когда вечером играли на рояле, чтобы лучше видеть ноты.


Шампань. Такой подсвечник во многом похож на тапперт. Но — у него было несколько иное назначение. При нем барышни не играли на роялях, а использовали его в своих спальнях, когда отходили ко сну. Соответственно его ножка была длиннее.


Менора. По сути, это прообраз более позднего канделябра. Первые упоминания о меноре встречаются еще в Ветхом Завете. Меноры использовались в церковных ритуалах, но и для освещения обыкновенных жилищ также.


Нельзя не упомянуть и о других, гораздо более нетрадиционных применениях подсвечников — в основном, канделябров. Но поскольку это — часть нашей истории и культуры, то придется вкратце сказать. В 17-19 веках канделябры в России (и в некоторых европейских державах) применялись в качестве ритуального наказания. Вид наказания, в общем, был однообразным: бронзовым или медным канделябром провинившегося били по физиономии.


Такие наказания практиковались в основном в светских салонах. Наказывали всяческих хулиганов, либо лиц, непочтительно относящихся к дамам, а также изобличенных карточных шулеров. Наказанный таким образом господин терял все светские права: он больше не мог посещать балы и театры, с ним никто не садился за стол и не здоровался за руку… На дуэль побитый канделябром господин также не имел права никого вызывать. Канделябром по физиономии — это было наказание окончательное и пересмотру не подлежащее. Говорят, что такой обычай переняли во Франции бравые русские гусары — и распространили его в русских светских салонах. Может, и так…


В настоящее время (о чем уже отчасти упоминалось) подсвечники во всех своих разновидностях не забыты. Канделябрами по физиономиям нахалов сейчас, к сожалению, не бьют, а вот в качестве интерьерного украшения подсвечники применяются широко и повсеместно. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Источник

Adblock
detector