Меню

Ползучие стебли земляники как называются

Контрольно-обобщающий урок по темам:
«Побег», «Лист», «Стебель»

После завершения изучения одной крупной темы или ряда тем необходимо систематизировать полученные знания. Для этого проводятся контрольно-обобщающие уроки, на которых повторяется и закрепляется материал, восполняются пробелы в знаниях, осмысливаются отдельные элементы в целостной системе понятий, а также проверяется усвоение материала и выставляются оценки.
Вашему вниманию предлагается разработка контрольно-обобщающего урока по темам «Побег», «Лист», «Стебель». Дидактические карточки составлены по материалам учебника для 6–7-х классов «Растения» (Т.И. Серебрякова, А.Г. Еленевский, М.А. Гуленкова, А.М. Розенштейн, Н.И. Шорин) и пособия для учителей биологии и учащихся «Дидактический материал по ботанике» (А.И. Никишов, Л.А. Косорукова).
На первом этапе урока после инструктажа, проведенного учителем, учащиеся приступают к выполнению контрольных заданий.

Задание 1. Тест-нумератор

При подготовке к выполнению этого задания перечисленные ниже термины надо написать столбиком на доске (или на раздаточных карточках). Слева каждому термину соответствует цифра, а с правой стороны – буква:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

фотосинтез
листопад
влагалище
основание
устьице
столон
виктория регия
черешок
лиана
прилистники
листочек
жилки

а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к
л
м

В ходе выполнения задания учитель поочередно зачитывает вопросы первого и второго вариантов заданий. Учащиеся, отвечающие на вопросы первого варианта, должны записать в тетради номер вопроса и рядом – соответствующую правильному ответу цифру. Учащиеся, выполняющие второй вариант, после номера ответа указывают соответствующую букву.

1-й вариант

1. Образование кожицы листа, состоящее из двух замыкательных клеток и межклетника (щели) между ними.
2. Разросшееся основание листа.
3. Образования листа, придающие ему жесткость и служащие для проведения органических веществ, воды и минеральных солей.
4. Видоизмененный побег с длинными тонкими междоузлиями.
5. Составная часть листа. (Правильных ответов может быть несколько.)
6. Побег, не способный сохранять вертикальное положение без помощи опоры.

Ответы: 1 – 5; 2 – 3; 3 – 12; 4 – 6; 5 – 4 (8, 10); 6 – 9.

2-й вариант

1. Процесс образования органических веществ в зеленых органах растения.
2. Часть сложного листа.
3. Водное растение, имеющее самые крупные простые листья.
4. Естественный процесс сбрасывания листьев у многолетних растений.
5. Парные придатки основания листа.
6. Узкая стеблевидная часть листа.

Ответы: 1 – a; 2 – л; 3 – ж; 4 – б; 5 – к; 6 – з.

Задание 2. Терминологический диктант

Учитель задает вопрос, указав его номер, а учащиеся записывают в тетради номер вопроса и ответ – один или несколько терминов. Вопрос можно заменить повествовательным предложением, пропустив в нем один термин.

1-й вариант
2-й вариант

Задание 3. Карточка с вопросами для размышлений

Учащиеся должны выписать номера правильных суждений.

1-й вариант

1. У большинства видов растений стебли прямостоячие.
2. Все стелющиеся стебли не укореняются в почве.
3. Вьющиеся стебли обвивают опору и цепляются за нее усиками или короткими придаточными корнями – прицепками.
4. Стебли винограда цепляются за опору усиками.
5. Стебель дерева состоит из коры, пробки, луба, камбия, древесины и сердцевины.
6. Клетки пробки мертвые.
7. Кожица стебля и пробка – покровные ткани.
8. Дыхание древесного стебля происходит через трещины коры и обломанные ветки.
9. Ситовидные трубки входят в состав древесины.
10. Лубяные волокна – вытянутые мертвые клетки с толстыми стенками.

Читайте также:  Как называется трафарет для денег

Ответы: 1, 4, 6, 7, 10.

2-й вариант

1. Камбий – образовательная ткань.
2. Стебель растет в толщину непрерывно.
3. Годичное кольцо образуется за весну, лето и осень
4. По годичным кольцам можно узнать, в каких условиях дерево росло в тот или иной год жизни.
5. Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сердцевине.
6. На подземных побегах имеются почки, видоизмененные листья, развиваются придаточные корни.
7. На подземных побегах листья быстро отмирают, оставляя заметные рубцы.
8. Корневище – это видоизмененный боковой корень.
9. Луковица состоит из укороченного стебля, видоизмененных листьев и почек.
10. Клубни развиваются не на корнях, а на концах подземных побегов – столонах.

Ответы: 1, 3, 4, 6, 9, 10.

Задание 4

При подготовке к выполнению этого задания перечисленные ниже названия растений надо написать столбиком на доске (или на раздаточных карточках) и пронумеровать.
При выполнении задания учащимся нужно проставить номера растений после термина, характеризующего положение стебля в пространстве.

Задание 5

Каждый ученик получает карточку с индивидуальным вопросом или заданием, на который необходимо дать письменный ответ. На втором этапе урока, после сдачи тетрадей, ученики отвечают на вопросы устно, друг за другом («цепочкой»).

1. Что такое побег?
2. Что такое воздушное питание?
3. Что такое почка?
4. Перечислите типы листорасположения.
5. Назовите виды почек и их отличия.
6. Назовите способы роста стебля в длину.
7. Перечислите виды побегов по направлению роста.
8. Приведите примеры видоизмененных побегов.
9. Перечислите части листа.
10. Перечислите типы жилкования листовой пластинки.
11. Из каких тканей состоит лист?
12. Что такое устьице?
13. Каково значение устьиц в жизни растений.
14. Дайте определение фотосинтеза.
15. Из каких веществ образуется сахар?
16. Какие условия необходимы для образования сахара в клетках листа?
17. Когда происходит фотосинтез? Какой газ при этом выделяется?
18. Когда растения дышат? Какой газ при этом выделяется?
19. Расскажите о значении испарения в жизни растений.
20. Расскажите о значении листопада в жизни растений.
21. Перечислите функции стебля.
22. Каково внутреннее строение стебля?
23. Как происходит рост стебля в толщину?
24. Что такое годичное кольцо?
25. От чего зависит ширина годичного кольца?
26. Что можно определить по спилу стебля?

На втором этапе урока учащиеся меняются тетрадями для взаимной проверки заданий 1–4: учитель зачитывает вопрос – один ученик дает устно правильный ответ, а остальные сверяют с написанным в тетрадях. Правильные ответы отмечаются знаком «+», а неверные – знаком «–».
За каждое задание выставляется отметка в тетради. При проверке задания 5 ученики по очереди зачитывают вопросы своих карточек и дают устные ответы, которые учитываются при выставлении итоговой отметки за урок.

Источник

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Многообразие и видоизменения побегов

Кроме основных функций – транспортной и опорной – стебель часто выполняет функции запасания питательных веществ, вегетативного размножения, защиты растений от поедания и др. (рис.1). В связи с этим он видоизменяется, образуя клубни, луковицы, корневища и т. д. Видоизмененные побеги бывают как надземными, так и подземными. У надземных побегов изменяются как отдельные части, так и побег в целом.

Читайте также:  Как называется платок который закрывает нижнюю часть лица у мужчин

Рис.1 Опыт демонстрирующий транспорт веществ по стеблю

Надземные видоизмененные побеги

Столоны — удлиненные ползучие побеги с вытянутыми междоузлиями. У земляники их называют усами (рис.2).

Рис.2 Столоны (усы) земляники

Клубень – видоизмененный побег с сильно утолщенным стеблем, в котором накапливаются запасные питательные вещества. Клубни бывают надземными и подземными. Надземные клубни развиваются, например, у капусты кольраби (рис.3).

Рис.3 Клубень кольраби

Усики позволяют растениям-лианам занимать вертикальное положение. Цепляясь ими за опоры, растения растут вверх (рис. 4). В усик могут видоизмениться часть листа (горох, фасоль) или весь пазушный побег (тыква, арбуз, дыня, огурцы, виноград).

Рис.4 Цепляющиеся усики огурца

Колючки выполняют защитную функцию и меньше испаряют воду. Они ограждают растения от поедания животными и защищают от обезвоживания. У облепихи, верблюжьей колючки, лимона и др. в колючки превратились верхушка побега или весь побег (рис. 5).

Рис.5 Колючки облепихи

Шипы тоже выполняют защитную функцию (роза, крыжовник). Они бывают на листьях и стеблях. В отличие от колючек – это не побеги, а выросты поверхностной ткани. Шиповнику шипы дали название.

Сочные водозапасающие стебли свойственны кактусам, молочаю. В условиях длительного отсутствия дождей они накапливают влагу и растворенные в ней вещества в сочных стеблях. У некоторых кактусов стебли сплющены до голых листоподобных пластинок. Стебли зеленого цвета. В результате фотосинтеза в них образуются органические вещества. У алоэ, молодило, очитка водозапасающую функцию выполняют листья.

Вилок белокочанной капусты – это огромная почка. Наружные сочные листья кочана зеленые, внутри между листьями на стебле расположены небольшие пазушные почки и одна верхушечная. Короткий видоизмененный стебель называется кочерыгой.

Подземные видоизмененные побеги

Видоизмененные подземные побеги могут выпол­нять функцию переживания неблагоприятных перио­дов года, вегетативного размножения растений или за­пасающую.

Корневище (рис.6,7) – подземный побег многолет­них растений. Поскольку корневище развивается под землей, оно не похоже на обычный зеленый побег. Внешне темноватое, оно напоминает корень, поэтому его называют корневищем.

Рис.6 Строение корневища

От корня оно отличается следующими признаками:

1) на верхушке корневища (как на любом побеге) имеется почка, а на верхушке корня – корневой чехлик;

2) корневище, как любой побег, имеет узлы и междо­узлия. На месте узлов располагаются пленчатые чешуйки – видоизмененные листья. На корнях нет узлов, междоузлий и листьев;

3) из верхушечной и пазушных почек корневища могут развиться молодые подземные и надземные побеги;

4) от узлов корневища отрастают придаточные корни.

Рис.7 Корневище ландыша и ветреницы

Подземные клубни возникают как утолщения на тонком безлистном под­земном побеге – столоне (картофель, топинамбур). Место прикрепления клубня к столону является основанием клубня.

На клубне картофеля имеются листья-чешуйки, которые быстро отмирают, оставляя рубцы («бровки»), А рядом, в углублениях разросшегося стебля, – па­зушные почки глазки (рис.8). В клубнях накапливаются запасные вещества, преимущественно крахмал. Размножают картофель целыми клубнями или глазками с частью клубня. Из них развиваются 2 вида побегов: надземные с листьями и цветками и подземные – столоны. На столонах образуются новые клубни.

Читайте также:  Как называется игра с шариками в телефоне

Рис.8 Строение и развитие подземного клубня картофеля

Луковицы образуются у лука, чеснока, гиацинта, нарцисса, лилии, подснежника, тюльпана и др. Луковица состоит из сильно укороченного стебля – донца, от которого снизу отходит пучок придаточных корней (рис.9). Наружные листья луковицы – чешуи – сухие и кожистые. Они защищают внутренние мясистые и сочные листья, накапливающие воду и сахара. Из верхушечной и пазушных почек развиваются зеленые надземные побеги и молодые листья.

Рис.9 Строение луковицы

Клубнелуковица внешне похожа на луковицу, но отличается от нее сильно разросшимся донцем. Клубнелуковицы образуются, например у безвременника, гладиолуса (рис.10).

Рис.10 Клубнелуковицы гладиолуса

Так же как корни и листья, побеги могут видоизменяться. Выделяют подземные и надземные побеги. Утолщенные побеги, в которых накапливаются питательные ве­щества – клубни. Подземные клубни у картофеля, топинамбура; надземные клубни у капусты кольраби. Сочные длинные побеги – столоны: усы земляники – надзем­ные, у картофеля – подземные, на них развиваются клубни. Корневище – подземный побег с функциями корня (пырей, камыш). Луковица – видоизмененный побег, донце – это стебель (лук, тюльпан, гиацинт), клубнелуковица – разросшееся донце (безвре­менник, гладиолус). Надземные видоизменения: колючки (облепиха), шипы – вы­росты покровной ткани (роза, крыжовник), сочные водоносные фотосинтезирующие побеги (кактус, молочай). Кочан капусты – видоизмененная почка.

Стебель

Источник

Тесты по ботанике (стр. 4 из 8)

б) с наступлением осенних холо­дов;

в) со старением листьев.

Тест 16. Стебель. Видоизмененные побеги

Тест 17. Знаете ли вы строение стебля

Решите, правильно или непра­вильно то или иное предложенное суждение. Выпишите цифры, по­сле которых даны правильные суждения.

1. У большинства видов растений стебли прямостоячие.

2. Все стелющиеся стебли не уко­реняются в почве.

3. Вьющиеся стебли обвивают опору и цепляются за нее усиками или короткими придаточными кор­нями — прицепками.

4. Стебли винограда цепляются за опору усиками.

5. Стебель дерева состоит из ко­ры, пробки, луба, камбия, древеси­ны и сердцевины.

6. Клетки пробки мертвые.

7. Кожица стебля и пробка — по­кровные ткани.

8. Дыхание древесного стебля происходит через трещины коры и обломанные ветки.

9. Ситовидные трубки входят в состав древесины.

10. Лубяные волокна — вытяну­тые мертвые клетки с толстыми стенками.

11. Камбий — образовательная ткань.

12. Стебель растет в толщину не­прерывно.

13. Годичное кольцо образуется за весну, лето и осень.

14. По годичным кольцам можно узнать, в каких условиях дерево росло в тот или иной год жизни.

15. Вода и минеральные соли пе­редвигаются в стебле по сердцевине.

16. На подземных побегах имеют­ся почки, видоизмененные листья, развиваются придаточные корни.

17. На всех подземных побегах листья быстро отмирают, оставляя заметные рубцы.

18. Корневище — это видоизме­ненный боковой корень.

19. Луковица состоит из укоро­ченного стебля, видоизмененных листьев и почек.

20. Клубни развиваются не на корнях, а на концах подземных по­бегов — столонах.

21. В клубнях, луковицах и кор­невищах откладывается в запас крахмал.

Тест 18. Разнообразие стеблей по положению в пространстве

Распределите растения, названия которых приведены ниже, по видам положения их стеблей в пространстве. Используйте при этом цифровые обозначения.

Источник

Adblock
detector