Меню

Повозка рикши как называется

Экзотические виды транспорта. Часть 3: рикши

Рикша – очень древний вид транспорта, который используется и в наши дни. Особенно в Восточной и Южной Азии.

Рикша

Повозка (чаще двухколёсная), которую за оглобли тянет человек, также называющийся рикшей. Повозка, как правило, рассчитана на 1-2 человек.

Рикша, как транспортное средство, имеет особый статус: если в Европе и Японии – это забава, экзотический элемент индустрии туризма, то в азиатских странах – необходимость. Потому рикши, как правило, принадлежат к беднейшим слоям населения и не имеют другой работы.

Велорикша (велотакси)

Перевозка пассажира или пассажиров (обычно не больше двух) на велосипеде особой конструкции. Велорикши появились в Японии вскоре после появления там обычных рикш, а оттуда распространились во многие страны Восточной и Южной Азии: от Филиппин до Пакистана. Уже во второй половине XX века велотакси появились в ряде городов Европы и Америки, в качестве развлечения для туристов.

Однако во Вьетнаме, например, водитель-велосипедист находится сзади, а пассажирское сиденье и два колеса — впереди. Иногда встречаются также четырёхколёсные велотакси.

Моторикша (авторикша, тук-тук, мототакси)

Крытый трёхколёсный мотоцикл или мотороллер, предназначенный для перевозки пассажиров или груза. Использование моторикш широко распространено в развивающихся странах, особенно в Южной и Юго-Восточной Азии.

О других видах экзотического транспорта здесь:

Источник

Рикша

Известно, что повозки, полностью аналогичные рикшам, были в ходу в Париже в XVII—XVIII веках (встреча двух таких повозок изображена на комической картине художника Клода Жилло в 1707 году). Однако затем такие повозки из употребления вышли. В Японии, откуда рикши распространились в другие азиатские страны, их появление относится к рубежу 1860-70-х гг. Это изобретение приписывается некоторыми американскому миссионеру по имени то ли Джонатан Гобл, то ли Джонатан Скоби, который придумал такую коляску для своей больной жены.

По другой версии, идея рикши принадлежит трём японцам — Ёсукэ Идзуми, Токудзиро Судзуки и Косукэ Такаяма; во всяком случае, именно они в 1870 году получили в Токио официальное разрешение на изготовление и продажу таких повозок. В целом появление в Японии рикш связывают с западным влиянием, многократно усилившимся после Революции Мэйдзи 1868 года: темп жизни в городах значительно возрос, потребность в быстром перемещении людей усилилась, и использовавшихся прежде паланкинов стало недостаточно (они передвигались медленней и требовали минимум двух носильщиков), а содержание лошадей было явно дороже. Считается, что к 1872 г. в Токио было уже около 40 тыс. рикш и это был основной вид общественного транспорта в Японии. В 1896 г. в Японии насчитывалось 210 тыс. рикш. Однако затем, с появлением автомобиля, их число стало сокращаться: так, по данным 1938 г., рикш в Японии было около 13 тысяч. Сразу после Второй мировой войны, в условиях разрухи, рикши вернулись на улицы японских городов, но ненадолго. В настоящее время в Японии рикши (и велорикши) являются элементом туристической индустрии.

Уже в 1870-е рикши стали появляться в других странах. В Гонконге первые рикши появились в 1874 г., в 1920-е их было около 3000, однако после Второй мировой войны их количество резко уменьшилось. В 2002 г. в Гонконге насчитывалось всего четверо рикш. Широко распространились рикши и в континентальном Китае. В Индии (вместе с нынешними Пакистаном и Бангладеш) рикши появились около 1880 г. (уже в 1885 г. это отражается в рассказе Редьярда Киплинга «Рикша-призрак») и особенную популярность приобрели в Калькутте.

Читайте также:  Как называются окна в кровле

В послевоенные годы там, где рикши не начали исчезать по экономическим и технологическим причинам, то есть в странах с медленным экономическим ростом, их стали запрещать как зримую примету экономической слабости и низкого благосостояния. В Китае рикши были запрещены ещё в 1949 г. В штате Западная Бенгалия (к которому принадлежит Калькутта) с 1945 года прекратилась выдача разрешений на труд рикши, с 1972 г. было запрещено их появление на главных улицах Калькутты, в 1982 г. городские власти конфисковали около 12 000 повозок и уничтожили их. Несмотря на это, по данным 1992 г., в Калькутте работало около 30 000 рикш. В 2005 г. правительство Западной Бенгалии объявило о намерении полностью запретить рикш, что привело к уличным протестам и забастовкам.

В культуре

Один из известнейших романов Лао Шэ «Рикша» посвящён жизни человека, вынужденного зарабатывать на жизнь данной профессией.

В СССР действовал неофициальный запрет морякам торгового флота на использование рикш (в том числе велорикш) в качестве транспорта во время поездок в страны ЮВ Азии, что неоднократно упоминается в советской литературе:

— Скажите, рикши ещё на свете есть? — спросил Мамайчук так неожиданно, что капитан невольно улыбнулся: так и бросает этого «неуправляемого» от земного ядра до рикш.
— Почему вдруг рикши.
— Просто не верится, что где-то люди ещё ездят на людях. Один двуногий везет на себе другого. И не инвалида, а какого-нибудь паршивого колонизатора…
— Бечак называется такой велосипед, — сказал капитан, и лицо его нахмурилось.
Возможно, вспомнились ему чужие портовые города, стоянки рикш, где эти худые запыленные люди на трехколесных своих велосипедах зорко высматривают пассажиров, с криком бросаются на каждого, за полы хватают…

— На вид такой невинный велосипед с коляской. Но наш советский моряк никогда не сядет в ту коляску. (Олесь Гончар, «Тронка»).

Источник

Тяговые рикши стали популярным средством передвижения и источником занятости для рабочих-мужчин в азиатских городах в 19 веке. Их появление было связано с новыми знаниями о шарикоподшипниковых системах. Их популярность снизилась по мере того, как стали широко доступны автомобили, поезда и другие виды транспорта.

В некоторых городах 21 века в качестве альтернативы такси авто рикши становятся все более популярными из-за их низкой стоимости аренды.

Содержание

Этимология

История

Происхождение

Рикши были независимо изобретены в Японии примерно в 1869 году, после снятия запрета на колесные транспортные средства периода Токугава (1603–1868) и в начале периода быстрого технического прогресса в Японии.

Читайте также:  Фарш на углях как называется

Изобретатель

Существует множество теорий об изобретателе, наиболее вероятная и широко признанная теория, согласно которой рикша была изобретена в Японии в 1869 году Изуми Ёске, который заключил партнерство с Сузуки Токудзиро и Такаяма Косуке для создания транспортных средств, которые были » вдохновленный конными экипажами, которые несколько лет назад были представлены на улицах Токио ».

Другие теории об изобретателе рикши включают:

Японский историк Зайденстикер писал о теориях:

Хотя происхождение рикши не совсем понятно, похоже, что они японцы, и в особенности из Токио. Наиболее широко распространенная теория предлагает имена трех изобретателей и дает 1869 год как дату изобретения.

Описание

Автомобиль имел деревянную тележку, которая двигалась на «превосходных западных колесах» и являлась значительным улучшением по сравнению с более ранними видами транспорта. В то время как более ранние кресла-седаны требовали двух человек, для рикши обычно требовался только один. Для холмистой или горной местности требовалось более одного человека. Это также обеспечило более плавную езду для пассажира. Другие виды транспортных средств в то время были нарисованы животными или были тачками.

Рикша, или джинрикиша, представляет собой легкую двухколесную тележку, состоящую из бездверного кресельного тела, установленного на пружинах со складным капотом и двумя валами. Покрытый черным лаком поверх дерева, он был нарисован одним бегуном-рикшой.

Конец 19 века

Япония

Начиная с 1870 года, правительство Токио выдало разрешение на строительство и продажу 人力車 (jinrikisha: рикша по-японски) трио, которые в Азии считаются изобретателями рикши: Изуми Ёсукэ, Такаяма Косуке и Судзуки Токудзиро. Чтобы управлять рикшей в Токио, от этих людей требовалась печать. К 1872 году они заменили каго и норимоно, став основным видом транспорта в Японии, где находилось около 40 000 рикш. В то время рабочая сила была намного дешевле лошадиных сил; лошади обычно использовались только военными. Некоторые рикши были художественно украшены картинами и задними фасадами. В это время были запрещены более яркие стили украшения. Если бы семьи были обеспечены в финансовом отношении, у них мог бы быть собственный посыльный на рикше. Как правило, бегуны преодолевали от 32 до 48 километров (от 20 до 30 миль) за день со средней скоростью движения 8 километров (5,0 миль) в час.

Японские производители рикш производили и экспортировали рикши в страны Азии и Южную Африку.

Сингапур

В Сингапуре появились первые рикши в 1880 году, и вскоре после этого они стали плодовитыми, сделав «заметные изменения в движении на улицах Сингапура». Тележки волов и гарри использовались до того, как были введены рикши.

В 1897 году было объявлено военное положение, чтобы положить конец четырехдневной забастовке рабочих рикши.

разное

20 век

После Второй мировой войны в использовании рикш с приводом от человека произошел серьезный сдвиг:

Рикши, запряженные вручную, стали препятствием для модернизации городских элит в странах третьего мира и были широко запрещены, отчасти потому, что они были символом не современности, а феодального мира с явно выраженными классовыми различиями. Возможно, сидящий пассажир рикши находится слишком близко к спине рабочего водителя, который, кроме того, образно является тягловым животным, запряженным между осями.

Африка

В 20-х годах прошлого столетия мужчины чиучжоу сформировали фракцию в профсоюзе кантонских рикш. Кроме того, охотников на чиучжоу можно было узнать по их шляпам, которые были закругленными и плоскими наверху; в то время как у соперников Hoklo был головной убор конической формы с острыми концами наверху. Однако использование рикш начало сокращаться в 1920-х годах, когда новое коммунистическое правительство ввело систему трамвая в 1924 году. Число рикш уменьшилось с 44 200 до 25 877 через шесть месяцев после открытия трамвая. Это также стало причиной беспорядков на трамваях в Пекине в октябре 1929 года. Грубая форма рикши иногда используется для перевозки угля, строительных материалов и других материалов. И моторизованные, и велорикши, или велорикши с педалями, использовались для пассажирских путешествий на короткие расстояния. Во многих городах все еще есть много рикш для туристических целей (в больших городах, таких как Пекин и Шанхай, с традиционными китайскими рикшами) или для перевозки на короткие расстояния в некоторых округах. Однако новое коммунистическое правительство запретило рикши в Кантоне в начале 1950-х годов, что привело к еще одному отливу рикш.

Читайте также:  Кино на 5 канале сегодня в 10ч как называется

Северная Америка

21-го века

Африка

В Макао до сих пор используется трехколесный велосипедный рикша, или riquexó на португальском языке, поскольку в прошлом Макао был португальской колонией. Этот вид транспорта был очень известен до конца 20-го века из-за того, что это небольшой город и мало автомобилей, не так много мотоциклов, очень плохой общественный транспорт и отсутствие другого транспорта, такого как поезд или метро. Вы можете обойти полуостров Макао и остров двоек на рикше, а также посетить музей Рикшо и увидеть эволюцию рикш с 18 века до наших дней.

Автоматизированные велорикши, называемые велотакси, популярны в Киото и Токио, Япония. Их использование в городах Японии растет примерно на 20-30% в год. Традиционные рикши все еще живы для путешественников в некоторых туристических местах Японии. Рикши водятся в Гонконге. В Китае автоматизированные велорикши и велорикши с педалями используются для пассажирских поездок на короткие расстояния в больших и многих средних городах. Большинство городов Индии предлагают услуги рикши ; рикши, запряженные вручную, действительно существуют в некоторых областях, таких как Калькутта (Калькутта), как часть их транспортной системы, которая также включает в себя велорикши. По состоянию на 2018 год в Шри-Ланке было зарегистрировано более 1 миллиона автомобилей-рикш.

Австралия

Европа

Рикши цикла или trishaws (3 колеса) используется в некоторых крупных континентальных европейских городах, такие как:

В Великобритании велорикши работают в:

Северная Америка

Типы рикш включают:

Источник

Adblock
detector