Меню

Повторение согласных звуков используется как средство речевой выразительности называется

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация

Аллитерацией называется повторение согласных. Например:

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальний свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д — т или з — с и т. д. Например:

путаницу волос (Маяковский).

Аллитерации на р в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей.

Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: « Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв». Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

Источник

Фонетические средства выразительности

Как звуки могут быть выразительными

Нередко мы слышим или читаем о том, что наш родной язык очень красивый и благозвучный. Так говорят о нем и иностранцы, которые не знают русского языка. То есть они судят только по впечатлению от звучащей речи. Почему же русская речь воспринимается на слух как красивая, благозвучная?

Причин этому несколько.

В нашем языке не так много слов, в которых рядом расположено три и более согласных. Мало и таких слов, в которых рядом два гласных (звука, а не буквы: в слове «её», например, между гласными согласный Й).

Звуки речи можно описать не только с точки зрения артикуляции (гласные или согласные и т.п.), но и как все вообще звуки с точки зрения акустики (акустика – это раздел физики, изучающий звуки). Выяснилось, что звуки речи, обладающие определенными акустическими характеристиками, воспринимаются как приятные, тогда как те, что обладают другими характеристиками, – как неприятные. В русском языке много «приятных» звуков. Однако в создании выразительного произведения участвуют и те, и другие.

Использование автором различных фонетических средств речевой выразительности является также основой звукового символизма.

Какие фонетические средства выразительности существуют

Во-первых, надо отметить, что писатели и особенно поэты пользуются и просто особенностями слов для создания образа. Допустим, подбирают слова с примерно равным количеством гласных и согласных. Это нельзя считать в полной мере средством выразительности, но произведение в этом случае воспринимается как легкое и музыкальное.

Читайте также:  Как называется болезнь когда человеку кажется что у него все воруют

Во-вторых, есть и собственно фонетические изобразительные средства.

Аллитерация

Повторение на обозримом участке текста одной и той же согласной называется аллитерацией. Например, у А. Ахматовой: «В беЛом пЛамени кЛонится куст / Ледяных осЛепитеЛьных роз» (в первой строке твердый Л, а во второй – мягкий Л’).

Вариант этого приема – так называемая скандинавская аллитерация, когда все слова, скажем, в названии начинаются на одну и ту же букву. Особенно она популярна в Англии. Допустим, у Г. К. Честертона цикл «Пять праведных преступников», у Дж. Роулинг герои Годрик Грифиндор, Салазар Слизерин, Минерва Макгонагал и т.д.

Ассонанс

Это повторение в одной строке или фразе одинаковых гласных.

Имеется в виду повтор именно звуков, а не букв.

Приведем пример ассонанса на звук [А] из стихотворения А. Блока:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!

Звукоподражание

Звукоподражание – это использование звуков речи, передающих какие-либо природные звуки для создания целостной картины в произведении. Самые распространённые примеры звукоподражания связаны с употреблением шипящих для передачи шорохов и шуршания или звуков [Г] и [Р] для передачи грохота. Приведем пример из стихотворения А. Барто:

Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.

Что мы узнали?

Среди изобразительных средств языка, помогающих автору создать эффектную и достоверную картину жизни, есть и фонетические. Они основаны на свойствах звуков и особенностях их восприятия людьми. Среди фонетических средств можно выделить аллитерацию, ассонанс, звукоподражание.

Источник

Звукопись Лекция 6

Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, известная строка из творчества Бальмонта при описании природы:

…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт

Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К. Бальмонт

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.

Языковеды особо отмечают инструментовку стиха Пушкина:
«Роняет лес багряный свой убор. »
Интересно, что в этой фразе мы видим букву «р», стоящую в начале, в конце и точно посередине строки.

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга.
(«Бородино», М. Лермонтов)

Читайте также:  Водосвятная чаша как называется

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.

Ассонанс звука «у» использован, чтобы изобразить гул городской улицы.

А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(Повторение гласных «о» и «е»)

3.Диссонанс и липограмма

Диссонанс и липограмма — приёмы звукописи, которые встречаются в современной русской литературе ещё реже.
Липограммой называется художественный приём, суть которого в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Примеры её использования можно найти в стихотворении «Свобода»:
Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов…
Этот стих состоит из четырёх строф по шесть строк в каждой, и ни в одной из них нет слова, содержащего букву «р».
Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства. Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина. Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга – горе дола.
Рифма строчек достигнута автором за счёт созвучия слов «дула» и «дола».

Анафора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах,
Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов: Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)

Читайте также:  Как называется движение с изменяющейся скоростью

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит

5. Эпифора
Эпифора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:

«Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали».

На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.

6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу:
— кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п.
— стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.

Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)

8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
Рассмотрим несколько примеров:

За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.

Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:

Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)

Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева

Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)

А ещё из каламбурной рифмы вспоминается детское:

Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «МукА и мУка»:

Всё перемелется?
Будет мукОй?
Нет,
Лучше
мУкой!

Существуют и другие приёмы звукописи, но перечисленные выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приёмов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Источник

Adblock
detector