Меню

Позолота на иконе как называется

о к л а д

золотистое «одеяние» иконы

• (обклад) — обход зверя окладчиком, обойденный охотником круг по лесу, в острове, внутри которого находится зверь, намеченный к охоте облавой

• в Московском государстве — назначение размеров ежегодного жалованья, налогового обложения, повинностей

• декоративное, часто драгоценное (золотое, серебряное) обрамление иконы, книжного переплета

• металлическое покрытие на иконе

• переплет, в который попадают святые

• постоянная зарплата на производстве

• размер, количество какого либо денежного сбора

• разметка на земле плана будущей деревянной постройки с помощью бревен нижнего венца

• сметная стоимость сотрудника

• тонкое металлическое покрытие на иконе, а также на старинном книжном переплете

• фиксированная заработная плата служащего, зависящая от занимаемой должности

• разметка с помощью бревен венца

• на какой зарплате сидят?

• зарплата без налогов и премий

• сумма, которая всем кажется одинаково маленькой, независимо от занимаемой должности

• оплата, не зависящая от усердия

• декоративное покрытие книги

• декоративное покрытие иконы

• декоративное металлическое покрытие иконы

• размер заработной платы

• зарплата без премии

• покрытие на иконе

• красивое «одеяние» иконы

• не только твердый, но и месячный

• проверенное средство от текучести кадров

• «зарплата» для иконы

• покрытие на иконах

• официальная «фамилия» зарплаты

• серебряный убор иконы

• другое название зарплаты

• золотая рамка для иконы

• зарплата без прикрас

• Размер заработной платы

• Декоративное покрытие на иконе или книжном переплете

Источник

Золочение икон

Золочение в иконописи: история и практика

Искусство иконописи живет традицией. В этом деле нет места новаторскому духу, нет места инициативе. Строгие каноны, тщательное следование старинным техникам письма, отточенным на протяжении веков, и даже само отношение мастера к своей работе – давние традиции служат главными ориентирами для современного художника-иконописца. Поэтому, здесь так важны хорошее знание истории и профессиональное владение традиционными техниками.

Современные иконописцы стремятся не только к внешнему сходству с историческими образцами, но и к аутентичности в самом процессе писания икон. Поэтому, сегодня мастера зачастую пользуются теми же материалами и технологиями что и VI-VII веков назад. В качестве основы неизменно служит липовая доска, на которую наносится левкас – специальный грунт, приготовленный по старинному рецепту из мела, замешанного на животном клею. Несмотря на обилие разнообразных видов красок, мастера предпочитают работать с традиционной темперой, приготовленной на растительных и минеральных пигментах. И даже золочение, одно из наиболее сложных и, в то же время, самых выразительных методов иконописи, производится по классической технологии.

История золочения икон также стара, как и сама иконопись. Фрагменты позолоты встречаются уже на древнейших образах, датированных IX-XI веками. Начиная с XIII века, сусальное золото часто использовалось новгородскими, псковскими и московскими иконописцами, достигшими такого высокого мастерства, что созданные ими иконы доходят до наших дней, не нуждаясь в сколь бы то ни было серьезной реставрации.

Практика золочения икон, восходящая еще к византийской школе, хорошо прижилась на Руси. В православной традиции, золото является символом святости, величия, божественного благословения. Глубокий золотистый фон символизирует небесный, горний мир. Тонкая позолота нимбов и фрагментов одеяний в изображении православных святых обозначает их причастность к божественному началу, символизируют святость, непорочность и чистоту. В то же время, как произведение декоративно-прикладного искусства, иконы с позолотой представляют более высокую ценность в силу трудоемкости самого процесса золочения и стоимости материала.

Читайте также:  Как называется женщина содержащая альфонса

Возможности применения золота в традиционной иконописи практически неограниченны. Сусальное золото используется для покрытия всего фона иконы, или отдельных элементов, таких как нимб, одежда и украшения. Кроме того, широко распространено письмо «твореным золотом», специальной золотой краской, применяемой для нанесения бликов и пробелов. Одним из наиболее распространенных методов золочения икон является «золочение на полимент». Главное достоинство этого способа заключается в том, что он позволяет обрабатывать большие площади, покрывая золотом весь фон иконы, независимо от ее размера. В данной технике художник работает с сусальным золотом – тончайшими пластинами металла, которые наносятся на клеевую основу – полимент, приготовленный из жженой сиены, охры и мумии, разведенных на томленом яичном белке.

В целом, правильно подготовленная клеевая основа служит залогом качества и долговечности золотого покрытия. Свидетельством тому служат древнерусские и византийские иконы XII-XIII веков. Уровень овладения древними мастерами техникой золочения на полимент можно оценить на примере эрмитажных образов «Сошествие св. Духа» и «Сошествие во Ад» (обе: Афон, XII век). По прошествии девяти сотен лет эти иконы продолжают удивлять прекрасно сохранившимся, насыщенным и глубоким золотым фоном.

Иконописцу доступен целый спектр разнообразных тонов позолоты – от ярко желтых, до теплых медных и даже зеленоватых оттенков. Итоговый результат зависит от множества факторов, таких как толщина золотого листа, цвет полимента и наличие в сплаве каких-либо примесей. Так позолота древнейших русских икон, таких как «Великомученик Георгий» и «Деисус оплечный», имеет зеленоватый оттенок. Также достаточно широко распространена позолота красноватого цвета, которая достигается за счет небольшой примеси меди.

Другая распространенная техника нанесения позолоты называется «золочением на ассист» и применяется для покрытия отдельных фрагментов иконы, таких как детали фонового изображения, одеяния или нимбы святых. Данный метод применяется для проработки тонких деталей поверх темперной или масляной живописи. В качестве клеевой основы мастер использует ассист – специальный состав, приготовленный на основе отстоев пива, томленых в теплой печи. Место, на которое должна быть нанесена позолота, припорашивается тонко помолотым мелом. Затем художник наносит ассистом штрихи, пробела, на которые накладываются пластинки сусального золота. После высыхания, золото прочно пристает по линиям клея. В тех же местах, которые были припорошены мелом, оно отстает и легко смахивается гусиным пером. Особенность «золочение на ассист» заключается в том, что оно позволяет добиться тончайшей проработки мельчайших деталей, с ровными контурами и насыщенным золотым цветом. Русские иконописцы исконно использовали этот метод для росписи парчи на одеждах и создания золотого орнамента по кайме образа.

Аналогом «золочения на ассист» является живопись «твореным золотом», где золото, перетертое в порошок и смешанное с гуммиарабиком, наносится на манер краски. По сравнению с другими техниками, живопись «твореным золотом» кажется наиболее простой. Однако сам процесс приготовления смеси требует времени и высокого мастерства. Лист сусального золота растирается пальцами в мелкую пыль, при этом, неверное движение может привести к образованию «катышков». Этот процесс продолжается на протяжении нескольких часов, до тех пор, пока золотой порошок не превратится в мельчайшую взвесь. Приготовление «твореного золота» происходит в условиях стерильной чистоты, поскольку даже незаметные глазу примеси скажутся на внешнем виде и долговечности покрытия. На следующем этапе золотая пыль смешивается с небольшим количеством гуммиарабика и размешивается до состояния однородной массы. Мастер наносит пробела кистью, и, по мере высыхания, шлифует их, также как и сусальное золото. Нужно отметить, что в отличие от техники золочения на «ассист», работа твореным золотом предполагает большую творческую свободу. Начиная с XVII века, этот метод широко применялся художниками «фряжской» школы, которые писали золотом не пробела, а легкие блики, которые наносились поверх масляной живописи и растушевывались. Такая доводка позволяла усилить выразительность образа за счет тонких контрастов, полутонов и мягких золотистых теней.

Читайте также:  Парашют с моторчиком как называется

Во все времена, начиная с крещения Руси, икона занимала особое место в православной культуре. В дворцовых залах и в убогом интерьере крестьянской хижины – она всегда стояла на почетном месте. Икона украшала, несла в себе утешение и божественную благодать. На протяжении многих лет, она оставалась едва ли не единственным видом искусства, доступным простым людям. Очевидно, что столь большое значение иконы накладывало особую ответственность на мастеров. Передавая опыт через поколения, оттачивая старинные техники письма, они всегда стремились к более красивому, более выразительному и глубокому образу. История русской иконописи хранит в себе множество интересных техник и авторских «уловок». Многие из них успешно практикуются до сих пор. Однако, главным, все же, остается отношение художника к своему делу.

Источник

Позолота на иконе как называется

Ссылка на первоисточник:

«Икона». Составители: Кравченко А.С., Уткин А.П. «Стайл А ЛТД», Москва, 1993 г. http://vk.com/photo-49193898_303521553
___________________________________________________________________________________

КАК ЗОЛОТИТЬ ИКОНУ.

Золочение – это нанесение на поверхность произведения листового (сусального) золота, серебра и других металлов или твореного золота и серебра.

Сусальное золото и серебро. Золото и серебро, выкованные в тонкие листки, называют сусальным золотом и сусальным серебром.

Из предварительно отожженных (для мягкости) металлов посредством ручной ковки получали тончайшие листки сусального золота и серебра. Для золочения художники пользовались чаще всего литками сусального червонного золота. Листки бывали разных оттенков – от зеленоватого до красноватого, зависевших от количества примеси серебра и меди. Золото зеленоватого оттенка получается при повышенном содержании серебра. Начиная с XVI века русские художники стали применять в живописи еще один вид сусального золота – «двойник», скованные вместе тончайшие листки золота и серебра. Верхняя сторона «двойника» имеет золотой цвет, а нижняя – серебряный.

До XVI века для позолоты икон пользовались преимущественно сусальным золотом. На самых ранних русских иконах золото имеет зеленоватый оттенок; листки здесь сравнительно с сусальным золотом XV-XVI веков более толстые (плотные). Такого вида зеленоватое золото можно видеть а иконах XII века «Великомученик Георгий», «Деисус оплечный» и на ряде других икон вплоть до XV века. Золото ярко-желтого и красноватого цвета имеет небольшую примесь меди.

Сусальное серебро использовали редко. Самым ранним произведением станковой живописи с посеребренной поверхностью нимба является икона «Николай Чудотворец» начала XIII века из Новодевичьего монастыря (ныне хранится в ГТГ).

Читайте также:  В такси счетчик как называется

Имитация серебра оловом, а золота медью встречается очень редко. Примером может служить икона «Богоматерь Толгская» (начало XVI века, Ярославский художественный музей), фон которой был покрыт вместо серебра листками олова. Олово, покрытое желтым лаком, часто встречается лишь на иконах XIX – XX веков.
Золочение сусальным золотом, серебром и другими металлами. Сусальным золотом и серебром золотили обычно фон и нимбы, но иногда и другие элементы изображения (одежды, детали архитектуры, мебель и т.д.). Делали это до начала писания иконы красками. Тончайшие листки золота, серебра или олова наклеивали на гладко обработанный левкас в соответствии с прорисованным изображением. Существовали два основных типа золочения – без полимента и по полименту.

ПОЗОЛОТА НА ПОЛИМЕНТ.

Позолота на полимент по левкасо-меловому грунту позволяет золотить очень большие площади.

Полимент – это темно-коричневая краска, составлена из сиены жженой, охры и мумии. Перечисленные краски разводятся водой, растираются на каменной плите курантом до идеальной тонкости и затем просушиваются. Засушенная смесь и называется полиментом. Перед позолотой полимент размачивался и разводился на томленом яичном белке, доведенном до такого состояния, что им можно ровно красить кистью.

Белковый состав подготавливается так. Яичный белок, отделенный от желтков, наливают в бутылку и ставят в теплое место для томления. Томится он до тех пор, пока не сделается очень жидкими и из него не уйдет вся тягучесть, но сохранится известная доля клейкости, необходимая для полимента. Все имеющиеся сорта клея хрупки, и позолота на них при полировке часто слетает. Яично-желтковый разбавитель, на котором разводятся краски, имеет некоторую жирность, из-за чего положенное на него золото полировкой может стереться. Свежий белок применять нельзя, потому что он имеет тягучую, студенистую массу. Но приготовленная из него описанным способом жидкость очень ровная, обладает нужной клейкостью и, что важнее всего, мягкой эластичностью. Испытана эта жидкость практикой многих лет и укрепилась как самый лучший разбавитель для позолоты по левкасо-меловому грунту. На такой подготовке золото держится прочно и хорошо поддается полировке.

Для того, чтобы полимент имел сильный красновато-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото, кистью смачивается сорокоградусной водкой, наполовину разбавленной водой.

Позолотчик должен иметь шкатулку размером 40х40 см, в ней хранятся инструменты для позолоты и само золото. На верхнюю крышку шкатулки накладывают что-либо мягкое (лучше войлок) и обтягивают ее замшей – образуется маленькая подушечка, на которую перед позолотой и выкладывают золото. Используется в работе листовое золото, уложенное в специальные книжечки.

Если надо золотить большие площади, то золотят цельными листами. Если же нужно золотить места меньше, чем лист золота, то его разрезают специальным ножом с круглым концом и отточенным с обеих сторон лезвием. Таким ножом удобно разрезать листы золота и перекладывать их на подушке с одного места на другое.

Источник

Adblock
detector