Меню

В индии белый замок как называется

Древняя Индия. Архитектурные памятники буддизма.

Своеобразие традиционного индуистского мировоззрения, развитая и сложная мифологическая система и картина мира, а также пышная и весьма разнообразная окружающая природа (флора и фауна), породили удивительное, самобытное искусство древней и средневековой Индии. Однако при всём разнообразии форм искусства, используемых сюжетов и образов, можно выделить черты, общие для всех исторических этапов развития культуры Индии, позволяющие выявить характерные особенности и тенденции индийского изобразительного искусства. К ним относятся:

1. Неразрывная связь изобразительного искусства с традиционными религиями и мифологией Индии;

2. Доминирование архитектуры в ряду других видов искусства;

3. Синтез (тесная связь, единство) архитектуры, скульптуры и живописи , которые существуют неразрывно в едином художественном ансамбле;

4. Использование особой религиозно-философской символики в часто повторяемых, распространенных образах и сюжетах (например: слон, дерево Бо – символы Будды, колесо – символ бога Сурьи, круга Сансары и колеса Закона, запущенного Буддой и т.д.)

После того, как большая часть Индии объединилась для борьбы с армией Александра Македонского под властью династии Маурьев, начинается пора грандиозного строительства из камня, призванного увековечить новую государственную религию – буддизм .

В этот период активно развивается культовое буддийское зодчество. В эпоху Маурьев появляются все основные формы архитектуры, которые позже станут классическими для индийского искусства: ста́мбхи, ступы, пещерные храмы и монастыри . Что же они собой представляют?

Стамбхи

Стамбхи – это отдельно стоящие колонны, сделанные из камня. Символически они воспринимались, как ось мироздания, связывающая небо и землю. Такие сооружения возводились в Индии с древних времён, и посвящались они различным богам. Эта форма была приспособлена и к нуждам буддизма.

Делались они из цельного каменного блока. Их высота могла достигать 15 метров, а вес — 50 тонн. Поверхность буддистских стамбх тщательно полировалась, а затем на неё наносились надписи, содержание которых сводилось либо к государственным законам, либо к заповедям буддизма.

Надписи на таких колоннах считаются древнейшими памятниками индийской письменности. Но поскольку грамотных в Древней Индии было совсем немного, то рядом с каждым таким монументом находился специальный служащий, который пересказывал содержание надписи, всем, кто этим интересовался.

Капители (верхние части) этих колонн часто были скульптурными, их образы символизировали самого Учителя или главные идеи его учения.

Знаменитым памятником является верхняя часть колонны, установленной когда-то в Сарнатхе (близ города Паталипутры) — так называемая «львиная капитель» . Её высота 2,14 метра.

Эту капитель венчают фигуры четырех львов (лев – один из символов Будды, которого называли «львом закона»). Когда то они служили опорой для «колеса закона». Его обломки хранятся в музее Сарнтахи.

Эта величественная четверка львов, спаянных спинами, восседает на круге, обод которого украшен рельефами льва, быка, слона и лошади – животных, символизирующих в данном случае стороны света. Так лев символизирует Север. Считается, что буддизм пришёл в индию именно оттуда. Слон, в сознании верующих был связан с Востоком и являлся одним из воплощений Будды (по легенде, мать будущего Будды, будучи беременной увидела во сне, как в её чрево вошёл белый слон). А родился принц Гаутама под знаком зодиака Быка (Тельца), который является символом Запада. И, наконец, юг ассоциировался в древними жителями Индии с лошадью (именно на коне, принц Гаутама отправился из дворца навстречу своему будущему Прозрению).

Между фигурами этих зверей помещены изображения буддийского «колеса закона». Основанием же всей этой скульптурной группе служит цветок лотоса — символ духовной чистоты, с древнейших времен считающийся священным растением в Индии.

Читайте также:  Как называется ребус с цифрами

По преданию, стамбха с этой «львиной капителью» была установлена на том месте, где Будда прочитал свою первую проповедь. Сегодня она является главным символом Индии и изображена на государственном гербе страны.

Ступы

Ступы (с санскрита это слово переводится, как «макушка», «узел волос», «куча камней») – сооружения мемориального характера, обычно выполняющие функцию реликва́рия (хранилища предметов, имеющих религиозную ценность и служащих предметом поклонения верующих). Они имеют форму полусферы, широкой частью, опирающейся на землю.

Предание гласит, что однажды ученики спросили Будду, какой надгробный памятник он пожелал бы для себя после смерти. Будда в ответ, молча расстелил на земле свой плащ и поставил на него перевёрнутую чашу для подаяний, с которой ходили по дорогам Индии монахи. Так, согласно легенде, появилась эта характерная архитектурная форма.

Вершину ступы венчал куб (в нём хранились реликвии, связанные с Буддой), сквозь который вверх устремлялся шест, пронизывающий всё сооружение насквозь. Конец этого шеста был украшен дисками — «зонтами». Вокруг ступы сооружалась терраса, для ритуальных обходов памятника. Как правило, ступу окружала ограда — торана с четырьмя воротами, ориентированными по сторонам света.

Такая форма и структура ступы символически передавала представления буддистов о строении вселенной, служила некой моделью мироздания. Её купольный свод воспринимался как символ Неба и Бесконечности (нирваны), куб, на вершине ступы, обозначал священную гору Меру (иногда его отождествляют с Землей), шест, пронизывающий её, уподоблялся «Оси Вселенной» или «Мировому Дереву», связывающему Землю и Небо, а «зонты» призваны были символизировать небесные ярусы или ступени восхождения к нирване. Ворота тораны, в этом контексте, воспринимались, как «Врата Вселенной».

Самая древняя, из сохранившихся до нашего времени, ступа, построенная в Санчи (Центральная Индия). Её отличают крупный размер (диаметр основания – 32 метра) и уникальные рельефы, украшающие её ворота — тораны. На перекладинах ворот практически нет пустого места – всё заполнено фигурами и орнаментами.

Здесь изображены люди – пешие и всадники, животные – фантастические и реальные, растения и геометрические фигуры. Почти все они являются «иллюстрациями» к джатакам – историям о Будде и его прошлых воплощениях на земле.

Особое внимание привлекают фигуры якшинь – низших божеств, олицетворяющих плодородие и силы природы. В них воплощён эталон женской красоты Индии – пышнотелые, но гибкие и изящные, подобные цветущим растениям, радующие глаз своими формами и заключённой в них полнотой бытия.

Пещерная архитектура.

Пожалуй, это самые необычные памятники индийского искусства. Буддийские храмы и монастыри, в которых жили отшельники, проповедующие буддизм, высекались прямо в скалах.

Для такого строительства выбирались отвесные стены гор, где постепенно мастера начинали «врубаться» в каменную породу, высекая залы, колонны, окна, ступени, скульптуры и рельефы.

Строительство велось сверху (от потолка) вниз – таким образом, зодчим не требовалось ни строительных лесов, ни подъемных механизмов и лебедок, ни связующих растворов, а также не надо было доставлять откуда-либо строительный материал.

Интересно, что по этим каменным сооружениям, сегодняшние учёные-исследователи древнейшей культуры Индии, судят об утраченном деревянном зодчестве этой страны. Дело в том, что индийские мастера, создавая пещерные архитектурные ансамбли, копировали с поразительной точностью все детали исчезнувших ныне деревянных строений: структуру брёвен, балок и перекладин, фактуру тростниковых карнизов и т.п., вплоть до изображения в камне головок гвоздей, как бы скрепляющих «деревянные» конструкции.

Пещерные сооружения в Индии, согласно их назначению, были двух типов: храмы, которые называются ча́йтьи и монастырские комплексывиха́́ры (в ед. числе – виха́́ра) .

Читайте также:  Как называлось племя пророка мухаммеда

Чайтьи представляли собой величественные залы, разделённые колоннами на три части (нефы) и обильно украшенные рельефами, скульптурами, а иногда и живописью. В глубине чайтьи, напротив входа, обычно располагалась ступа.

Самая величественная чайтья была построена в период расцвета Кушанской Империи в Карли (Западная Индия). Её высота 15 метров, ширина 15,5 метров, длина 42 метра.

Все культовые постройки Древней Индии обильно украшались скульптурой, рельефами и росписями. Об этом я расскажу в другой статье.

Эта статья является одной из цикла публикаций, посвящённых культуре и искусству Древней и Средневековой Индии . Рекомендую ознакомится и с другими материалами по этой теме:

Источник

Фото. Загадки храмов Эллора, невероятная Индия

Эллора — деревня в индийском штате Махараштра, система пещер и многочисленные замки, всемирное наследие ЮНЕСКО. Пещерные Храмы Эллоры — это эталон древних храмов. Всего в скальной породе вырезано 34 священных пещеры, расположенных по единой линии, на протяжении двух километров.

Перед входом в пещеры посетителей встречают множество обезьян. Которые совершенно естественно не боясь людей, отдыхают и развлекаются отбиранием еды у посетителей.

Фотографии из путешествия по Индии автора сайта

Трудно даже представить себе, насколько сложно было создать два километра сплошных старинных залов, имея примитивные строительные инструменты.

Некоторые из них достигают приличных размеров — около десяти соток. В пещерах есть множество красивых колонн и скульптур.

Нигде на планете так тесно, как в Индии не сосуществовали мировые религии. Проникая одна в другую, обогащали науку и культуру великими открытиями и достижениями.

Плоды этих трудов дошли до нас сквозь тысячелетия.

В Индии поражает все – атмосфера, колорит, величие многовекового наследия. Особенно остро это ощущаешь в храмах. Один из самых крупных находится в центральном штате Махараштра и называется Храм Эллора.

Точнее, это целый храмовый комплекс из 34 пещер, где расположены высеченные в базальте сооружения.

Здесь соседствуют храмы трех самых распространенных в стране религиозно-философских направлений: индуизма, буддизма и джайнизма.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению, каким точно способом были построены в древности такие огромные комплексы.

Наряду с храмом Тадж-Махал пещеры Эллора включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История возникновения храмового комплекса Эллора

Месторасположение Храма Эллоры было выбрано неслучайно. Здесь, возле Аджанты, сходились оживленные торговые и караванные пути с северной части Индии в порты западного побережья. В стремительно разрастающийся поселок стекались торговцы и путешественники со всего света.

Более 500 лет часть прибыли, полученной в виде налогов от торговли, тратили на строительство Эллоры.


Как раз в это время буддизм утрачивает свои позиции, а индуизм приобретает все больше и больше сторонников.

Сооружением Эллора Индия показала миру, как толерантно относится она ко всем религиям и философским учениям своих граждан.

Пещерный ансамбль включает в себя 34 храма и монастыря, которые высечены в базальтовых скалах и по протяженности занимают около 2 км. Историки спорят о точном возрасте, но называют период между VI и X столетиями.

Двенадцать пещер – святилища буддизма, семнадцать – индуизма, и всего пять – джайнизма.

Из-за высокой твердости базальта все постройки очень хорошо сохранились.

Сильнее всего они пострадали во время борьбы мусульман с язычниками, но и тогда фанатики не смогли нанести статуям и храмам серьезный вред.

Читайте также:  Пластика лба как называется

Знаменитые храмы архитектурного ансамбля Эллора

Жемчужиной пещер Эллоры в Индии по праву считают Храм Кайласанатха, названный по имени священной гималайской вершины. Размерами он не впечатлит, подобные постройки в стране нередки – высотой 40 м, 80 и 50 м в длину и ширину.

Поразительно другое. Абсолютно весь храм – от огромного цоколя с фигурами львов и слонов в натуральную величину до верхушек башен – высечен из цельной скалы. По сути, это не постройка, а скульптура.

Возводить его начали сверху вниз – невиданная до этого техника строительства. На скальном обрыве выкорчевали деревья, счистили почву, тремя траншеями отрезали гигантский монолит и начали высекать сложную конфигурацию здания, придавая форму с боков. В глубину вырыли колодец и за все время выдолбили и убрали более 400 000 тонн скальных пород.

Полторы сотни лет поколения резчиков и камнетесов выполняли тяжелую сложнейшую работу, понимая, что они сами, даже их дети и внуки не увидят результат труда.

Повторить работу мастеров не взялась ни одна современная строительная фирма, и теории археологов, архитекторов и историков пока не получили подтверждения на практике.

Наружные стены храма украшены богатой резьбой – десятки слонов, львов и декоративных элементов заполняют буквально каждый сантиметр. Для большего сходства с заснеженной вершиной, храм долгое время покрывали белой штукатуркой.

Так же искусно украшено внутреннее пространство. Огромный барельеф венчает своды главной башни, многочисленные статуи, посвященные Шиве, полны жизни и изображают героические или семейные сцены из жизни богов.

Стоит сказать еще и о том, что весь вынутый камень кажется «ничем», если вспомнить о том, что весь древний Храм Кайласанатха полностью расписан. Именно в этих древних местах художественное трудолюбие индусов явно зашкаливает за все допустимые нормы.

Эллора буквально переполнена жизненной священной энергетикой, которая чувствуется буквально в каждом изображении, каждом камне и трещине. Именно в древних Храмах Эллоры живет сама жизнь!

Пещеры различных конфессий Эллора

Самыми ранними пещерами Эллоры считают буддистские, строившиеся примерно с 500 до 750 годов.

В них жили монахи, здесь же располагались залы для медитации, служения богам. Более поздние из них красивее и украшены замысловато. Сказалось влияние расположившихся рядом индуистских зодчих, которые в 600 году возвели первый храм.

Торжественный настрой создают высокие реберные своды, огромные статуи Будды, его учеников и Махамаюри – покровительницы наук и образования. Ступа внутри пустотелая при пении мантр создает невероятный резонирующий звук.

Индуистские монастыри вырезали сверху вниз, как и храм Кайласанатха. С 600 по 870 годы высекли и украсили 17 пещер Эллоры, все стены которых покрыты барельефами с событиями священных книг.

Резьба очень детализирована, со множеством мелких орнаментов, которые пощадило время и они впечатляют современных туристов так, как и в былые времена.

Часть помещений служила для нужд монахов. По сведениям, сюда они переселились из близлежащей Аджанты, когда та пришла в упадок.

Джайнизм – самая молодая религия, зародившаяся как протестантская ветвь индуизма. Поэтому и пещеры Джайна, наименьшие по размерам из всех храмов Эллоры, датируют 800-900 годами.

Здесь аскетизм сочетается с красивым художественным оформлением, до нас частично дошли картины, украшавшие потолки храмов. Большинство джайнистских пещер так и не было закончено. Популярность религии была недолгой, хотя и на сегодняшний день она насчитывает около трех миллионов приверженцев в стране.

Фотографии из путешествия по Индии автора сайта

Источник