Варежки в старину как назывались

Как называется

Варежки в старину как назывались

Русское слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, это говорит о том, что этот предмет одежды был заимствован у Варяг. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран.

Другой вариант происхождения этого слова — от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово «вареги» — от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми.

В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни — по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы… Эти, нетрудно догадаться, делались их меха — оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др.

На Руси варежки известны с 13 века, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Помните поговорку — работать спустя рукава, то есть плохо? Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы.

Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче!

Варежки делились на мужские и женские. Женские — миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц : сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые — мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни — однотонные.

В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные, они «заменяли» рукавицы. Но русские цари надевали перстатые рукавицы, .т.е. перчатки. Они были на меху, отороченные бобром. После этого рукавицы стали появляться и у других.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) — длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

У рукавичек на Руси было много названий — вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Известен старинный русский обычай — перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство. Помимо шитья свадебного наряда , невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причём все изделия должны были быть с разными орнаментами.

Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения — возникли всем нам привычные варежки.

Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички — то, что сделано из меха или ткани, а варежки — только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней — вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.

Значение элементов орнамента на русских варежках

Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы — символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов — дерево жизни, кресты — огонь или солнце.

Читайте также:  Как назывался на руси ежегодный платеж орде

Кстати, сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины.

На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами.

Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки — вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами. Обычно надевалось несколько пар: сначала вязаные, а затем меховые – мехом наружу. По праздникам надевали цветные варежки с узором. В будни дни – однотонные.

Узоры на варежках, впрочем, были разные: узоры-обереги с птицами, крестами, треугольниками и звёздами, узоры-ромбы, символизирующие солнце, добро, счастье, узоры-цепочки из ромбов, означающие защиту от тёмных сил.

Узоры на варежках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы звёзды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз — это символы-обереги, переходившие от матери к дочери, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле. Слово «орнамент»происходит от латинского «ornamentum» — украшение. На Руси более употребительным было слово «узор», несущее тот же смысл — украшение поверхности предмета.

Элементы орнамента подсказывают челевеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом накогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.

Традиция украшения предметов быта, одежды узорами, несущими обереговую функцию, существовала на Руси со времён язычества. С принятием христианства эта традиция не исчезла, она видоизменялась и дожила до наших дней, правда, частично утеряв обереговый смысл узоров.

Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.

Цепочка из ромбов — «древо жизни», ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил, именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.

Если варежка испещрена крестами, не стоит пугаться. Крест — символ огня и солнца. «Вязаное» солнце — символ света и животворения.

Самый распространённый после геометрического — растительный орнамент. Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: анималистический(птицы, звери, насекомые), природный(волны), тератологический(фантастические или сказочные звери или их части). Другая большая группа — предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания.

Источник

История варежки

Варежки этой зимой, когда морозы зашкаливают, не просто необходимость, но и модный тренд.

Причём самые разные: подчёркнуто грубые – с крупными пряжками, замком-молнией и шнуровкой, гламурные – со стразами, бантиками и кружевом, вязаные – с норвежскими или скандинавскими узорами, объёмные – в виде зайчиков, котиков или жирафов.

ИСТОРИЯ 1

А ведь в XIII веке, когда варежки появились на Руси, они выглядели совсем иначе – без изысков. Ни к чему это было крестьянам, которые с их помощью защищали руки от холода. Состоятельные же люди долгое время от варежек носы воротили, а согревали ладони с помощью предлинных рукавов верней одежды.

Читайте также:  Как называется вставка в песню

Однако мода не отличается постоянством. Кардинально она изменилась в XVIII веке, когда на смену одеждам с тяжёлым орнаментом и обилием золота и меха пришли короткие кафтаны и камзолы. И всё благодаря Петру I, который в приказном порядке потребовал от всего мужского населения России поменять старинную длиннополую одежду на польскую. В городских воротах вывешивался образец, и всех, кто нарушал указ, ставили на колени и овечьими ножницами срезали полы одежды по уровень земли.

Хочешь-не хочешь, пришлось и боярам задуматься, чем защищать руки в студёную зиму. Варежки господам шили из парчи и бархата, украшали драгоценными камнями и золотым шитьём. Крестьянские же варежки изготавливались из пряжи, а чтобы вязаное изделие было плотней, его запаривали в кипятке – «варили». По одной из версий, именно отсюда пошло название «варежка».

Если богато украшенные варежки в знатных семьях передавались по наследству, то простенькие крестьянские преследовали помимо обогрева рук и иную цель – служили оберегами. Вывязанный спицами узор нёс тайный смысл.

Так, обычный ромб означал добро и счастливую жизнь, а если в его центре находилась точка, это уже было символом оплодотворённой земли, засеянных полей. Ромбик с удлинёнными сторонами служил защитой от злых духов. Волнистая линия ассоциировалась с движением, жизнью, а полоса в виде зигзагов или «верёвочный» узор опять же являлась пожеланием человеку жить долго и счастливо.

ИСТОРИЯ 2

Сегодня на улицах города можно увидеть молодых людей в куртках, к рукавам которых пришиты своеобразные варежки со снимающимся верхом, что позволяет открыть пальцы. Прототипом таких варежек являются митенки, безумно популярный в XVIII веке женский аксессуар, который дамы носили в помещениях.

Кружевные, изящные, они мало напоминали давшие им начало латные рукавицы средневекового воина. И это понятно, ведь путь от рыцарских доспехов был пройден немалый. Долгое время митенки оставались рабочей одеждой стрелков и военнослужащих, так как позволяли выполнять работу на открытом воздухе, сохраняя при этом тепло рук.

ИСТОРИЯ 3

Однако на этом история варежек не заканчивается. Недавно появились комплекты, состоящие из двух маленьких рукавичек и одной большой – творение дизайнера Венди Феллер. Она рассказывает, что идея пришла в голову, когда они с мужем гуляли по зимним улицам, держась за руки. Чтобы быть ближе, хотелось ощутить тепло его рук. Так и появилась просторная варежка для влюблённых.

Источник

Увлекательная история варежек

Русское слово «варежка», «варяшки» происходит от слова «варьги», отражая факт заимствования этого предмета одежды у варягов. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран. Другой вариант происхождения этого слова – от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». Но существует и третий: слово «вареги» – от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми. В разных областях России варежки называли по-разному: рукавицы, рукавки, вачаги, дельницы, валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни – по способу их изготовления. Были еще мохнашки, мохнатки и шубницы – они делались из оленьего, собачьего, козлиного, волчьего и медвежьего меха.

На Руси варежки и рукавицы известны с XIII века, но в крестьянском быту они появились намного раньше. Крестьянам, работавшим в любую погоду, была необходима практичная, непромокаемая одежда, поэтому они надевали варежки под кожаные рукавицы. Варежки делились на мужские и женские. Женские – миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Читайте также:  Болезнь стопы ног как называется

На Севере, Урале и в Сибири в особо морозную погоду надевали две пары рукавиц: сначала вязаные – исподочки или исподцы, а затем меховые, мехом наружу – мохнатки. Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса – верхницы. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни – однотонные. Рукавицами здесь обычно называют верхние меховые, кожаные или суконные рукавицы, а варьгами, варежками – нижние вязаные.

Русские цари, дворяне и бояре носили русскую традиционную одежду с очень длинными рукавами, в которых прятали руки от холода. Понятно, что такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы. Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянскую моду.

Выглядели рукавички гораздо ярче и богаче. Рукавицы знати и богатых купцов украшались золотым галуном, бахромой и кружевом. Запястья рукавиц, особенно женских, декорировались жемчугом с драгоценными камнями, вышивались золотом и шелком, запястья вязаных рукавиц были из «пряденого» золота. Цари носили «перстатые рукавицы» т.е. перчатки на меху, отороченные мехом бобра.

Для господ варежки делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение.

Несколько позже появились варежки с выделенными пальцами, именно они стали прародителями современных перчаток. В XIX веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по праздникам носили накулачники или митенки – длинные узкие перчатки без пальцев.

Самыми искусными мастерами сложной техники вязания считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Мастерство вязания на спицах пришло в Россию из Скандинавии, где возникло еще в эпоху викингов. Причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины.

На Руси вязали женщины, которые учились этому с детства. Известен старинный русский обычай – перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать свое мастерство. Помимо шитья свадебного наряда, вышивания полотенец и скатертей, должна была успеть приготовить себе приданое, чтобы одарить семью жениха узорными чулками, варежками и рукавицами, с красочными орнаментами.

Варежки были не только практичным предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: их красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы – символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов – дерево жизни, кресты – огонь или солнце.

Традиция украшения предметов быта, одежды узорами, несущими обереговую функцию, существовала на Руси со времен язычества. Символы-обереги, переходившие от матери к дочери, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле. С принятием христианства эта традиция не исчезла, она видоизменялась и дожила до наших дней, частично утеряв обереговый смысл узоров.

Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила – это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от неё, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.

Элементы орнамента подсказывают человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Каждый элемент узора имел определенный смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.

Узоры на варежках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Слово «орнамент» происходит от латинского «ornamentum» – украшение. На Руси более употребительным было слово «узор», несущее тот же смысл – украшение поверхности предмета.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Adblock
detector