Меню

Велосипед карета как называется

От кареты до кабриолета. Часть 1

Начну рассказ именно с карет, как с самого гуманного из старинных транспортных средств. Дело в том, что в каретах люльку подвешивали к раме на ремнях, а не крепили напрямую, как раньше. Вот такая первая амортизационная система, перевернувшая представления об удобстве дальних и ближних перемещений. Позднее ремни заменили на пружины, а пружины — на рессоры.

Место, где сидит кучер (он же извозчик), называется » облучок » или » кОзлы «.

Для преодоления дальних расстояний инженеры придумали раскладывающиеся механизмы сидений, чтобы превращать их в постель. Такие кареты назывались «дормезы» .

Кстати, у карет со временем появились тормоза. Да, да, они нужны были на поворотах, чтобы замедлить ход, во избежание опрокидывания экипажа. По конструкции они чем-то напоминал тормоза у велосипеда. Нажимая на рычаг, извозчик с силой прижимал подушку к ободу колеса и замедлял этим его вращение.

Многоместные экипажи для междугородней перевозки пассажиров назывались » дилижансами » и являлись общественным видом транспорта. Также широко известны почтовые дилижансы.

По городу курсировали » омнибусы » (предшественники автобусов) — многоместные повозки на конной тяге — общественный вид транспорта. И омнибус, и дилижансы могли вмещать пассажиров на крыше, т.е. вне салона.

Постепенно омнибусы были заменены » конками «. Конки были частью конно-железной городской дороги, т.е. лошади тащили экипаж по рельсовым путям, управлением занимался кучер.

Существовали и наёмные экипажи, такси по современному. В Англии назывались » кэбами «, » фиакрами » — во Франции.

Интересный факт, в Москве экипажные мастерские группирова­лись на улице Тележный ряд, переименованный в XIX веке в Каретный ряд.

Экипажи различались по типу. так сказать «кузова», и названия эти перешли и в автомобильный обиход. Посмотрите картинку.

Фаэтон имел мягкий откидывающийся верх, 4 двери.

Кабриолет — лёгкая одноосная конная повозка со складывающейся крышей, в которую запрягалась одна лошадь. У автомобильного кабриолета было 2 двери. Термин актуален до сих пор.

Берлина похожа на фаэтон, но у неё уже жёсткая конструкция кузова.

Купе похоже на кабриолет, опять же с поправкой на жесткую конструкцию кузова.

Ландо , это такой гибрид, сочетающий жесткую конструкцию кузова с мягким откидывающимся верхом. Думаю, картинка всё разъяснит.

Эти виды кузова обычно не имеют каких-то конкретных определений, поскольку в разных странах и городах похожие конструкции могли называться по-разному. Так что мои определения весьма расплывчаты. И я перечислила лишь основные виды экипажей, потому что на самом деле их огромное множество: тильбюри, бричка, дроги, дрожки, пролётка, линейка, тарантас, шарабан, эгоистка и проч.

Техническая революция не могла не затронуть экипажи, пора было заменять лошадиную тягу на механическую. И вот появились первые автомобили на паровом двигателе, а затем и на двигателе внутреннего сгорания.

Но об этом мы поговорим во второй части статьи.

Источник

Как появился велосипед..

Как появился велосипед

В 1815 г. немецкий барон Карл фон Дрез придумал устройство , которое назвал «машиной для бега». Но название это не прижилось и его стали называть «дрезиной», в честь барона. Изобретение Дреза оснащалось рулем, выполненной из дерева рамой и двумя колесами без педалей. Через некоторое время изобретение стало популярным в Великобритании, где его прозвали «денди-хорз».

Читайте также:  Как назывались духи в ссср

Педали и седло к велосипеду Карла фон Дреза добавил в 1839-м году шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Велосипедист располагался между колесами. Эта конструкция оказалась невостребованной. В 60-е годы 19 века Пьер Лалман, делающий детские коляски, оснастил «денди-хорз» , педалями на переднем колесе. Про велосипед Макмиллана он не знал. Промышленники, выпускающие кареты, начали производить его машины с железной рамой.

С 1870-х годов стала популярна конструкция «пенни-фартинг» . Так как монета пенни больше фартинга, так и диаметр переднего колеса в разы превышал диаметр заднего. Увеличением диаметра колеса конструкторы хотели добиться большей скорости велосипеда, так как чем больше диаметр колеса, тем большее перемещение можно совершить за один оборот педалей. Центр тяжести сместился вперед и на большую высоту. Это сделало такой велосипед травмоопасным, что заставило некоторые фирмы поставить третье колесо сзади.

В 1867 году было представлено металлическое колесо со спицами, а в 1878 году британец Лоусон придумал снабдить велосипед цепной передачей. Затем Томсон придумал шины, а Данлоп изготовил их из шлага. Сначала их заливали водой, поэтому они были тяжелые. Первый велосипед похожий на современный назывался Rover — «Скиталец». Он обладал цепной передачей на заднее колесо, размер колес был одинаковым. В 1898 году были добавлены механизм свободного хода и педальные тормоза. К концу 19-го века появились стали появляться различные варианты велосипедов: складные, алюминиевые, лигерад — им управляли лежа, тандемы. Даже такие, не знаю как называются:

В 20-м веке велосипед непрерывно совершенствуется. Планетарный механизм переключения передач изобретен в 1903 и просуществовал до 1950 г. , когда его изменил знаменитый итальянский гонщик Туллио Компаньоло.

Источник

Типы кареток для велосипеда

Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.

Алгоритм выбора каретки

Алгоритм выбора любой каретки выглядеть примерно так:

  1. Определяем тип крепления шатуна
  2. Определяем тип крепления каретки в раме
  3. Определяем ширину каретки
  4. Определяем длину вала каретки
  5. Определяем тип подшипников

Cotter Pin (под КЛИН) – знакомый нам стандарт из советского прошлого, который до сих пор используется. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем» или клином), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, раздалбывались, и шатуны изрядно болтались.

SQR (КВАДРАТ) – квадрат (от Англ. square). Наиболее распространенный стандарт для бюджетных решений в данный момент. Раньше во время расцвета МТВ являлся основным стандартом для кареток. Убить шатуны на такой каретке становится слегка труднее, чем предыдущий вариант, однако раскрутившийся кареточный болт может это быстро «исправить». Необходимо использовать фиксатор резьбы. При установке новой системы следить за болтами, как только немного раскрутились — подтянуть, а потом еще, пока шатун не усядется на кареточный вал, а он имеет конусное строение, затем выкрутить болты, посадить на фиксатор резьбы и проблема решена.

Читайте также:  Как называются культуры отрицательно реагирующие на хлор

Octalink (Окталинк) – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно. Достаточно надежный стандарт, в котором тоже могут выкручиваться болты, опять же решение — используем фиксатор резьбы, здесь не надо ничего ждать как с вариантом квадратик, а сразу сажаем на нее. Стоит дороже квадратика

ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.

Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.

Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.

Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку любые другие шатуны не от SRAM. Вставлю свой комментарий (Слюсаренко А.С.), по моему мнению все же лучше и надежней каретки от SHIMANO на выносных подшипниках, купил одну — через пару месяцев люфт появился, купил вторую — такая же неприятность.

Резьбовые каретки – это каретки, которые вкручиваются непосредственно в раму. Все каретки, приведенные выше являются резьбовыми. Называется стандарт ISO/English/BSC или BSA. Посадочный диаметр 34.6 — 34.9мм. Будьте внимательны! В МТВ используется English версия, где ведущая (правая) чашка имеет левую резьбу. Вариант с одинаковой резьбой называется Italian и используется в ВМХ и очень редко в MTB.

Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.

Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 (с очень дорогой ценой велосипеда) года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?

Читайте также:  Как называется договор переуступки прав

Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.

Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание. Обычно если велосипедист столкнулся с таким, но он изучает этот вопрос досконально.

Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.

Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.

Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей (такие каретки могут даже поставить на дорогие велосипеды. Да-да, грешат таким производители велосипедов, для удешевления.). Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.

Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Noname и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive. В данный момент это самый распространённый стандарт.

Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP).

Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.

Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!

Источник