Меню

Ядерный поезд как называется

Ядерные поезда России. Поезда призраки!

БЖРК до 2005 года уже стоял на воору­же­нии РВСН. Головным его раз­ра­бот­чи­ком в СССР было КБ «Южное» (Украина). Единственным производителем ракет – Павлоград­ский ме­ха­ни­че­ский завод. Ис­пы­та­ния БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (по клас­си­фи­ка­ции НАТО – SS-24 Scalpel) в железно­до­рож­ном ва­ри­ан­те нача­лись в фев­ра­ле 1985 года и за­вер­ши­лись к 1987 году. БЖРК вы­гля­де­ли как обыч­ные же­лез­но­до­рож­ные со­ста­вы из ре­фри­же­ра­тор­ных, поч­то­во-багаж­ных и даже пассажирских ва­го­нов.
Внут­ри каж­до­го со­ста­ва находи­лось три пус­ко­вые установ­ки с твердотопливными ра­ке­та­ми «Мо­ло­дец», а также вся система их обес­пе­че­ния с команд­ным пунк­том и боевыми рас­че­та­ми. Пер­вый БЖРК был по­став­лен на бо­е­вое де­жур­ство в 1987 году в Костро­ме. В 1988 году было раз­вер­ну­то уже пять пол­ков (всего 15 пус­ко­вых уста­но­вок), а к 1991 году – три ра­кет­ные ди­ви­зии: под Ко­стро­мой, Пермью и Крас­но­яр­ском – каждая со­сто­я­ла из че­ты­рех ракет­ных пол­ков (всего 12 со­соста­вов БЖРК).

Каж­дый со­став со­сто­ял из несколь­ких ва­го­нов. Один вагон – ко­манд­ный пункт, три дру­гих – с от­кры­ва­ю­щей­ся крышей – пус­ко­вые уста­нов­ки с ра­ке­та­ми. При­чем за­пу­стить ра­ке­ты можно было как с запла­ни­ро­ван­ных сто­я­нок, так и с любой точки марш­ру­та. Для этого со­став оста­нав­ли­вал­ся, спе­ци­аль­ным устрой­ством в сто­ро­ны от­во­ди­лась контактная под­вес­ка электропро­во­дов, пус­ко­вой кон­тей­нер ста­вил­ся в вертикаль­ное по­ло­же­ние, и раке­та стар­то­ва­ла.
Ком­плек­сы сто­я­ли на расстоянии около че­ты­рех кило­мет­ров друг от друга в стаци­о­нар­ных укры­ти­ях. В ради­у­се 1500 километров от мест их базирова­ния вме­сте с же­лез­но­до­рож­ни­ка­ми были про­ве­де­ны ра­бо­ты по укреплению полотна: уло­же­ны более тя­же­лые рель­сы, деревян­ные шпалы за­ме­не­ны на железобетон­ные, на­сы­пи зава­ле­ны более плот­ной щебенкой.

От­ли­чить БЖРК от обыч­ных товар­ных по­ез­дов, ты­ся­ча­ми курси­ру­ю­щих по про­сто­рам Рос­сии, было под силу лишь про­фес­си­о­на­лам (пус­ко­вые моду­ли с ра­ке­той имели по восемь ко­лес­ных пар, остальные ва­го­ны обес­пе­че­ния – по четыре). За сутки со­став мог прой­ти по­ряд­ка 1200 километ­ров. Время его бо­е­во­го пат­ру­ли­ро­ва­ния со­став­ля­ло 21 день (бла­го­да­ря за­па­сам на борту он мог ав­то­ном­но работать до 28 суток).
БЖРК при­да­ва­лось боль­шое зна­че­ние, даже офи­це­ры, слу­жив­шие на этих по­ез­дах, имели зва­ния выше, чем их кол­ле­ги на ана­ло­гич­ных долж­но­стях шахт­ных ком­плек­сов.

Понравился канал, поставь ПАЛЕЦ ВВЕРХ и не забудь ПОДПИСАТЬСЯ.

Работайте безопасно! Ведь от БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ зависит жизнь людей. А ещё помните, что нас ждут дома!

Источник

Что это такое было – БЖРК?

Во время боевого дежурства БЖРК следовал по сети железных дорог общего пользования, перемещаясь за сутки на расстояния до 1500 км.

Всего в СССР, а потом и в России, было 12 таких составов, в каждом – по три пусковые установки. В остальных вагонах находились отсеки боевого управления и связи, жилые помещения, хранилища топлива и продовольствия. Дивизии дислоцировались под Костромой, в Пермской области и под Красноярском. Один такой состав мог накрыть ударом территорию, сопоставимую с крупным европейским государством типа Италии.

Читайте также:  Как называется постоянная величина в физике

Как появились БЖРК?

В начале 1960-х годов в США задумались о создании ракетных поездов. Там этот проект не был доведен до конца, но в 1969 году в СССР был издан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23».

После тщательнейшей проработки проекта в 1985-1987 гг были проведены летные испытания ракет для БЖРК на космодроме «Плесецк». Всего было осуществлено 32 пуска. Испытательные поезда исколесили более 400 тысяч километров по дорогам страны, включая различные климатические зоны (от тундры до пустынь).

В 1987 году на дежурство встал первый состав, к 1991 году их было уже четыре.

Какие локомотивы возили БЖРК

Для управления ракетным комплексом модернизировали тепловоз М62 (в простонародии «Машка»). Он получил новый заводской индекс ДМ62. Внешне от М62 он отличается квадратными фарами.

Кроме того, локомотив оборудовался системой, позволявшей распределять несколько тепловозов по длине состава и управлять ими с одного поста. Как правило, один БЖРК состоял из трех тепловозов и девяти вагонов, который мог разделиться на три самостоятельных поезда.

В локомотив установили специальную систему для снабжения бригады очищенным воздухом, к котором можно было подключить противогазы.

С какими трудностями столкнулись при создании БЖРК

В первую очередь инженерам нужно было обеспечить надежность и безопасность комплексов – шутка ли возить ядерные ракеты по железным дорогам общего пользования.

Вторая важная проблема, которую пришлось решать – это распределение массы вагона с ракетой. Пусковая установка вместе с ракетой весила порядка 200 тонн. Пришлось усиливать часть путей, а вагон ставить на восемь колесных пар вместо четырех. Кроме того, нагрузка с помощью особых устройств передавалась и распределялась между передним и задними вагонами.

Владимир Уткин, который проектировал ракету-носителя вспоминал:

«Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения.

Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Все эти проблемы были решены.

Почему американцы боялись БЖРК?

Собственно, железнодорожные ракетные комплексы создавались для того, чтобы обеспечить скрытность базирования ядерного потенциала. С развитием космических средств разведки прятать места наземного расположения пусковых установок становилось все сложнее. Противник все их уже знал.

Размещая ракеты на поездах, решалась эта проблема. Поезд мог беспрепятственно преодолевать до тысячи километров в сутки, а из-за минимальных внешних отличий от гражданских поездов его практически невозможно было вычислить. Благодаря разветвленной сети железных дорог, поезда можно было легко перебазировать в любую точку страны.

Читайте также:  Внебрачные дети королей как называется

Как свернули проект?

Я уже писал, что полностью проект развернули только в 1991 году. И уже в том же году Западные страны смогли договориться с советским руководство об отмене боевого патрулирования таких поездов. Таким образом, главное преимущество БЖРК в его скрытности оказалось сведено на нет.

В 1993 году в рамках договора СНВ-2 Россия взяла на себя обязательство ликвидировать комплексы. К 2005 году их сняли с вооружения и уничтожили. Впрочем, кроме того, что у России были соответствующие обязательства, было еще одно обстоятельство, которое не позволяло продолжать развивать проект. И пусковые установки, и тепловозы производились на украинских заводах. Переносить производство в Россию было бы неоправданно дорого.

Тепловозы модернизировали и отправили на линии общего пользования для работы с пассажирскими, пригородными, хозяйственными и нетяжелыми грузовыми составами. Автор этих строк ездил на пассажирском поезде под таким тепловозом не далее, как прошлым летом в Карелии.

Один из составов БЖРК можно с ракетой РТ-23 УТТХ можно увидеть сегодня в музее железных дорог на Балтийском вокзале в Петербурга.

Источник

Первыми идею железнодорожного базирования баллистических ракет выдвинули американцы, когда у них появилась твердотопливная МБР «Минитмен», не нуждающаяся в заправке. Жидкостные ракеты возить по железной дороге можно лишь в незаправленном состоянии, а заправка межконтинентальной ракеты занимала много времени и была сложным и опасным процессом. Летом 1960 года в США была проведена операция «Big Star», во время которой прототипы будущих железнодорожных пусковых комплексов перемещались по железным дорогам. По её результатам в 1961 был подготовлен проект и создан прототип железнодорожного состава, способный нести пять ракет «Минитмен» на специально усиленных платформах.

Хотя уже через год этот проект закрыли, разведка СССР о нём узнала. Советские военные решили, что и нам не помешает нечто подобное. 13 января 1969 г. министр обороны Гречко подписал приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23». Разработчиком комплекса назначили конструкторское бюро «Южное». Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины. Владимир, специалист по твердотопливным ракетам, проектировал баллистическую ракету. Алексей Уткин проектировал стартовый комплекс и вагоны для поезда-ракетоносца.

Владимир Федорович вспоминал: «В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчётная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Читайте также:  Как называется деталь на велосипеде которая переключает скорости

Лётные испытания ракет 15Ж61 комплекса РТ-23 УТТХ производились с 1985 по 1987 г. на космодроме «Плесецк», всего произвели 32 пуска. Прототип ракетного поезда совершил 18 опытных поездок по железным дорогам страны, пройдя более 400 тыс. км. Испытания проводились во всех климатических зонах страны — от тундры до пустынь.

Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а в середине 1988 года было развернуто пять полков (4 в районе Костромы и 1 в Пермской области). Составы дислоцировались на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство они рассредотачивались. В каждом таком поезде находилось более 70 военнослужащих, по большей части офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные — офицеры и прапорщики. К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ. В каждой дивизий имелось управление и четыре ракетных полка. Всего в дивизии было 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом.

В случае начала ядерной войны верхняя часть вагонов откидывается в сторону, и ракеты высотой с семиэтажный дом (длина РТ-23 составляет 22,6 м) поднимаются в вертикальное положение. Контактная сеть над железной дорогой при этом сдвигается в сторону специальным автоматическим приспособлением, чтобы не мешать подъёму ракеты. Ракета выбрасывается в воздух на 20-30 м, затем отклоняется с помощью порохового ускорителя, и только потом включается маршевый двигатель. Необходимость столь сложных маневров, которые военные назвали «танцем», продиктована не только заботой о вагоне-носителе, но и самом железнодорожном полотне: без такого старта ракета легко сметет всю щебенку на добрую сотню метров вокруг.

Сама ракета весила более 100 тонн, а вместе с вагоном — около 150. Это налагает высокие требования на качество железнодорожных путей и приводит к их преждевременному износу. Чтобы распределить вес более равномерно, был создан специальный трехвагонный сцеп — центральный вагон с ракетой опирался на два соседних. Также такое конструктивное решение помогало сохранить рельсы от разрушения при старте ракеты, когда нагрузка резко возрастала. В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал Оружие , чтобы первым получать свежие статьи из мира новейший вооружений и военной истории!

Источник

Adblock
detector