Меню

Якутская обувь как называется

Какую традиционную обувь носят зимой народы Крайнего Севера?

1 · Хороший ответ

Традиционной обувью у коренных народов Севера счиаются зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур, мехом наружу (этэрбэс), летние сапоги из замши (саары) с голенищами, покрытыми сукном, у женщин – с аппликацией. В орнаментике преобладают завитки, пальметты, меандры. Летняя обувь из черненой кожи или ровдуги имеет декорированную верхнюю часть, украшенную вышивкой гладью с тамбуром в сочетании с бисером.

«,»good»:true,»id»:»2aac416d-f661-4dd9-8aac-6cd77079a17c»,»invalidVerificationsCount»:null,»isThequestion»:null,»liked»:null,»negativeVotes»:-1,»pendingModeration»:false,»plainText»:»Традиционной обувью у коренных народов Севера счиаются зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур, мехом наружу (этэрбэс), летние сапоги из замши (саары) с голенищами, покрытыми сукном, у женщин – с аппликацией. В орнаментике преобладают завитки, пальметты, меандры. Летняя обувь из черненой кожи или ровдуги имеет декорированную верхнюю часть, украшенную вышивкой гладью с тамбуром в сочетании с бисером.»,»positiveVotes»:0,»quality»:4,»questionId»:»9c601bbd-2724-4eb4-8f14-19e2119ba881″,»repostsCount»:null,»subscribed»:false,»text»:»Традиционной обувью у коренных народов Севера счиаются зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур, мехом наружу (этэрбэс), летние сапоги из замши (саары) с голенищами, покрытыми сукном, у женщин – с аппликацией. В орнаментике преобладают завитки, пальметты, меандры. Летняя обувь из черненой кожи или ровдуги имеет декорированную верхнюю часть, украшенную вышивкой гладью с тамбуром в сочетании с бисером.\n\n»,»updated»:»2018-12-03T23:48:58.964324+00:00″,»validVerificationsCount»:null,»viewsCount»:876,»votes»:-1,»type»:»answer»,»verifiedExperts»:null,»video»:null,»validVerifications»:null,»invalidVerifications»:null>,»2fba7537-289f-4dd3-9126-8e5e7e585556″:<"anonymous":false,"audienceLimitation":null,"author":"006de840-6f39-58f0-a916-b725a51bf13e","banned":false,"commentsCount":null,"contextUserCanMakeComment":false,"created":"2020-01-13T17:47:53.258337+00:00","deleted":false,"editorChoice":false,"formattedText":"

Традиционной обувью у коренных народов Севера считается обувь из камуса (шкур с голени оленя).

У чукч, нанайцев и удэгейцев унты носят название \»торбаса\».

Источник

Унты. Они же пимы, они же кисы, они же торбаса.

Унты́ — разновидность сапог для холодного и очень холодного климата.
В одном варианте делаются на резиновой или кожаной подошве, утепление из собачьей (ступня) и овечьей (голенище) шерсти, снаружи — кирза.
Второй вариант — мех внутрь/мех наружу, чаще всего собачий или олений, подошва из толстого слоя войлока.
У народов Крайнего Севера используется как повседневная зимняя обувь.
Унты считаются одним из самых тёплых видов обуви.

У нас как раз второй вариант: олений мех наружу+войлочная подошва. Внутри у них суконный подклад, стельки нет. Тёмные унты считают красивее светлых, вроде бы потому, что у оленей тёмный окрас встречается реже. Женские, и иногда детские, унты украшают сверху широкой полосой ткани с вышивкой бисером или нитью. Это называется билэ, и может продаваться отдельно. По контуру билэ делают окантовку, чаще из меха норки. Мужские унты могут быть украшены узкой или широкой полосой кожи, иногда сверху делают шахматный рисунок из оленьей шерсти разного цвета. Ниже фото для примера.

1. Один из двух наиболее популярных вариантов оформления женских унтов. Классический.

2. А вот и второй, мне он больше по душе. Он более современный:

3. Очень классное решение: съёмное билэ. Можно в течение зимы менять внешний вид своей обуви:

Читайте также:  Как называется верхняя часть во рту

4. А вот модель с удлинённым голенищем, закрывающим колени. Имеет смысл, но мне внешне не очень нравится. Наверное потому, что непривычно. Такие унты я видела в городе, но редко. И они стоят дороже обычных.

5. Вот детские унты:

6. А вот мужские:

7. И ещё мужской вариант:

8. Меховые мужские ботинки

Насколько они тёплые?

Кто шьёт, где продают?

Шитьём унтом занимаются как крупные и мелкие фирмы, так и мастера-одиночки. Соответственно, купить их можно в соответствующих магазинах, или на дому у мастера. Недостатка в предложении нет)

Источник

Ручной труд и народные традиции. Секреты якутских унтов

Учитывая климатические особенности Якутии – зимой без унтов никуда. Каждый знает, что никакие инновационные материалы не заменят традиционную якутскую обувь из оленьих лапок. Места мастодонтов бизнеса по производству унтов почетно занимают такие крупные компании, как фабрика «Сардаана» и финансово-агропромышленный концерн «Сахабулт». Несмотря на существенную конкуренцию, продукция народных мастеров, действующих в статусе индивидуальных предпринимателей, также имеет высокий спрос.

Индивидуальный предприниматель Римма Слепцова организовала бренд «Хоту-Таба». Мастер является резидентом Бизнес-инкубатора в Нижнем Бестяхе.

«Пошивом унтов я занимаюсь четвертый год. Наши изделия отличаются от других тем, что у нас только ручная работа. Начиная с обработки кожи и шкур для выделки, заканчивая пошивом. Используем мы только камусы якутских северных оленей, которые обычно покупаем в Нижнеколымском улусе. Наши клиенты сами выбирают камусы, цвет и дизайн будущих унтов. Каждое изделие отшивается по индивидуальным замерам», – делится производитель.

Она подчеркнула, что унты из качественных материалов в любом случае не будут стоить дешево. «Многие не могут себе позволить наши унты. В основном, люди для экономии ориентируются на покупку изделий, которые стали предлагать китайские изготовители. С одной стороны, это плюс — цены на зимнюю обувь становятся доступнее, с другой – плохо. Недобросовестные изготовители копируют наши национальные якутские изделия. Унты – это национальная обувь якутского народа, она уникальная. К тому же китайское качество шитья и материалов заставляет желать лучшего», – отметила Римма Слепцова.

Мастер озвучила некоторые секреты производства: «Нужно идти в ногу со временем, сохраняя традиционные способы пошива. Для замачивания камусов перед выделкой, мы используем раствор из рыбьих внутренностей. Выделываем камусы вручную, шьем тоже. Сегодня есть и специальные станки, машины для выделки, пошива и прочего, но мы не используем все это. Считаю, что ручная работа важна для сохранения традиций», – поделилась своей точкой зрения предприниматель.

По словам жительницы села Чэриктэй Усть-Алданского района Марии Поповой, которая более двух лет занимается коммерческим пошивом унтов, найти оленьи камусы хорошего качества стало сложно.

Читайте также:  Как называется татарская халва

«Не знаю, связано это с сокращением численности северных оленей или с работой моих поставщиков, но камусы стало сложнее найти. Мои работы относятся к низкой ценовой категории – около 20 тысяч рублей. Унты шью из бюджетных материалов – камусов светло-серого цвета. Изделия из темных шкур стоят намного дороже», – рассказывает мастер.

Предприниматель озвучила, что за год она выпускает около 50-60 пар унтов.

«Шить унты я умею давно. Унты из лапок лошади не пользуются спросом, поэтому мы шьем только оленьи. Мы думали о производстве унтов из других материалов: кожи, замши, искусственных. Но для этого нужно покупать различные швейные станки. С оленьими шкурами мы работаем вручную. Подкладка шьется на простой швейной машинке. Готовые изделия мы продаем в Чэриктэйе и Якутске. В основном, оформляют предзаказ знакомые. На свободную продажу изделий практически не остается», – говорит она.

Помимо унтов предприниматель занимается изготовлением головных уборов из конского волоса и комаромахалок – дэйбиир. Начала Мария Попова заниматься этим после национального праздника «Ысыах Олонхо», который прошел в 2018 году в Усть-Алданском районе.

«Шляпы и тюбетейки из конского волоса пользуются высоким спросом. Мы сами держим лошадей. Для того, чтобы после забоя животных материал зазря не пропадал я начала плести из них различные изделия», – поделилась мастер.

Мастер Любовь Федорова ведет предпринимательскую деятельность в Нюрбинском районе с 1995 года. Она рассказала, что в этом году получила звание ветерана труда.

«К моему основному трудовому стажу добавили предпринимательский стаж. Пошивом унтов я занимаюсь давно. Первое время мне помогал муж. Он занимался изготовлением подошвы изделий. Сейчас он отошел от дел», – делится изготовитель.

По словам мастера, изготовление детских унтов невыгодно из-за высокого ценообразования.

«Закупаю камусы в северных районах Якутии. Сдаю за деньги другим предпринимателям на выделку. Продажи идут сезонно. А на производство круглогодично нужны деньги. Например, чтобы произвести закуп шкур, материалов. Минимальный размер унтов 32-34. Если делать меньших размеров, теряется прибыль. Расход материалов, даже на самые маленькие унты, идентичен взрослым. Соответственно, стоимость идет одинаковая. Учитывая, что цены идут от 20 тысяч, покупателей на детскую обувь практически нет», – пояснила она.

О доходности бизнеса Любовь Федорова высказала следующее: «Первые годы мы производили больше 100 пар унтов. Сейчас уже меньше. Осенью начинают поступать заказы. Как говорила ранее, цены идут от 20 тысяч рублей. Вроде посмотреть сумма приличная. Но за вычетом затраченных средств на покупку камусов и их выделки, материалов на внутреннюю отделку, подошву и билэ, на руках оседает мало. Когда идут основные заказы – сразу закупаю расходные материалы на будущее, чтобы не заморачиваться потом».

Читайте также:  Житель алма аты как называется

Она подчеркнула, что в первое время заказчики с недоверием относились к ценам на традиционную якутскую обувь.

«Мне говорили, слишком дорого продаешь, что китайские унты можно купить гораздо дешевле и чаще их менять. Я просто молчала. Но я заметила, что те, кто так говорил, через два-три зимних сезона все-таки приходят и оформляют заказ у меня. Наша зима морозная, в деревнях жители, в основном, передвигаются пешком. Дешевая обувь быстро стаптывается, становится некрасивой, пропускает холод. Для внутренней отделки я использую параксин – это ткань похожая на советские детские одеяла –теплая, прочная и приятная на ощупь. Между внутренними слоями я использую плотную ткань, чтобы голенище унтов не опадало по ноге. Пяточная часть у нас тоже утепленная параксином и отделана плащевой тканью, чтобы унты не натирали ногу. Мужские унты оторочены кожаным билэ, женские с бисером. Я уверена, что моим клиентам зимой тепло и удобно», – раскрыла секреты производства Любовь Федорова.

В Анабарском районе пошивом унтов занимается индивидуальный предприниматель Афина Дарианова. Мастер зарегистрирована в статусе ИП в 2014 году.

«Основным видом моей деятельности является производство меховых изделий. Я могу сшить меховое изделие, которое будет соответствовать всем потребностям клиента. Мех требует особого отношения при его обработке. Химия нами не используется. Тыс (камусы) я приобретаю у местных охотников. Билэ придумываю сама, но придерживаюсь национальных орнаментов. Все материалы натуральные. Мои унты делаются также, как в свое время делали зимнюю обувь наши предки», – делится мастер.

По словам предпринимателя основными заказчиками выступают женщины. Работы мастера ее родственники публикуют в Instagram, так и набираются заказы.

«Они заказывают для себя, своих детей и мужей. Сами мужчины заказывают себе унты редко. Цены на унты без подошвы идут от 25 тысяч рублей. Полностью готовые изделия с подошвой идут от 30 тысяч. Детские унты я оцениваю от 9 тысяч рублей. Цены дорогие, но нужно учитывать, что качественные камусы высоко ценятся. Плюс добавляется стоимость за обработку камусов. Также нужно добавить расходы на другие материалы, используемые на подкладку и билэ. Если вычесть все это от общей стоимости унтов, то как чистый доход остается на руках не такая уж и большая сумма. Конечно, можно купить и дешевые унты из искусственных материалов. Но такую обувь придется менять каждый сезон. Они быстро приходят в непригодность. Настоящие якутские унты носятся долго. Они прочные, теплые и очень красивые», – говорит Афина Дарианова.

Источник

Adblock
detector