Меню

Языческий храм как называется

Ведические храмы древних славян

Были ли у древних славян ведические деревянные храмы? В настоящее время можно встретить довольно много исторических спекуляций на эту тему.

Истоки русской деревянной архитектуры восходят к народному зодчеству славянских племён. Однако два качества дерева как строительного материала — его горючесть и недолговечность — не позволили сохранить практически ни одной постройки, возведённой ранее XIV века.

Например, церковь Св. Лазаря Четверодневного из Карельского Муромского монастыря (в настоящее время находится на территории музея-заповедника «Кижи») датируется XIV столетием.

Поэтому возникает вопрос, а были ли на Древней Руси ведические храмы (ещё их называют языческими). Существование у древних славян деревянных храмов отрицается на том основании, что капищами у нас называют окружённые тыном (ограждением), или обычным рвом, поляны, где стояли изваяния богов под открытым небом.

Всё-таки строили храмы древние славяне или нет?

Первые летописцы, свидетели существования последних языческих храмов (капищ), были большей частью монахами, то есть носителями и учителями новой веры. Логично, что они не описывали и не восхваляли красоту дохристианских культовых строений. Иногда косвенно упоминали о них, противопоставляя им храмы христианские.

В начале XX века были серьезные исследователи, которые занимались этим вопросом. Так, М. В. Красовский, историк архитектуры, член-корреспондент Императорского Московского Археологического Общества, еще в 1916 г. утверждает, что капищами называли храмы. А ограждённые тынами священные места — урочищами.

Доказательством существования храмов славян-язычников Красовский считает упоминания о них в текстах арабского писателя X века Мас-Удия, скандинавских сагах, записях немецких путешественников средневековья о языческих капищах («контынах») в городах славян Поморья (юг Балтийского моря, ныне часть Германии и Польши).

Описания ведических храмов (капищ) славян Поморья

Епископ Дитмар (1018 г.) описал храм в священном лесу Лютичей : «. стоит капище, художественно срубленное из дерева; его наружные стены украшены чудесно вырезанными изображениями богов и богинь».

Отто из Бамберга видел в Щетине контыну на горе, посвященную Триглаву. «Она была великолепно построена, и ее стены, как снаружи, так и изнутри, были так красиво и естественно покрыты резными изображениями людей, зверей и птиц, что казалось, будто они дышат. Очарованию способствовала раскраска этих изображений. Наружной оградой служил забор, старательно сделанный и украшенный резьбой».

Реконструкция ведического храма поморских славян XI века

Изучив древние источники, Казимир Мокловский в труде «Sztuka ludowa w Polsce» приводит реконструкцию типичного языческого храма славян.

В плане такой древний храм представлял собой длинный прямоугольник, который был разделен внутренней стеной на две части. Первая являлась главной частью и была собственно храмом. По стенам стояли скамьи и столы, а в центре находился жертвенник.

Столы и лавки предназначались для заседаний старшин племени (гмин), происходивших также в контынах.

Читайте также:  Как называется должность кадровика по классификатору должностей

Широкая арка отделяла эту часть здания от второй, где стояло изваяние божества. Вокруг него также стояли скамьи и лавки. Эта часть была святилищем.

Помимо этих двух частей, в языческих храмах была и третья часть. Она не закрывалась со всех сторон стенами — это была просто площадка. Над ней располагался большой свес кровли на повалах для молящихся (в храмы имели доступ только жрецы, а народ во время жертвоприношения стоял вне капища).

Материалом для контын служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком». Вокруг капища, приблизительно на одной трети высоты его стен, устраивалась дополнительная широкая кровля.

Как верхняя, так и нижняя крыши крылись пластинами из древесины (гонт, дранка), закреплёнными деревянными гвоздями. Такой же чешуей защищались от сырости и наружные поверхности стен в верхних их частях.

Святилище, в котором стояли изображения божеств, имело потолок. В передней части (с жертвенником) для выхода жертвенного дыма устраивалось отверстие — дымница. Никаких других отверстий, за исключением входной двери, не было.

Таковы были языческие храмы северных славян — Поморян и Лютичей. Но те же Лютичи жили и на юге, у берегов Черного моря и по берегам Лабы (Эльбы), поэтому и их храмы не могли сильно отличаться от северных. Другими словами, культовые постройки всех славян должны были быть (в общих чертах) одинаковы и близки к той реконструкции, которую дает К. Мокловский.

« . языческая Русь не только имела идольские храмы, но и умела их строить красиво и любила их украшать всем, что только могла достать. » (Красовский М. В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. СПб. : Сатис, 2002. С. 168.).

Эти сведения мы получили столетие назад. Это практически всё, что можно сказать о строительстве ведических храмов у древних славян?

Пишите комментарии.
Ставьте палец вверх, чтобы видеть больше подобных материалов.
Делитесь своими интересами с друзями в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.

Источник

Языческий храм

Последняя бука буква «е»

Ответ на вопрос «Языческий храм «, 6 букв:
капище

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова капище

Языческая молельня с кумирами

(кумирня) языческая молельня

Славянский языческий храм

Славянское языческое святилище

Древнеславяский языческий храм

Языческое культовое сооружение

Определение слова капище в словарях

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ср. (капость? сареllа?) идолище, языческий храм, жрище, поганище, кумирня; бурханище, монгольский храм; пагода, индийский: вообще, божница идолопоклонников. Капищный, к капищу относящ.

Примеры употребления слова капище в литературе.

То же самое было в долинах Базиликаты, в Абруццких горах и в одном капище в Ороне в Пьемонте.

Читайте также:  Как называется мультик с зеленым человечком

Еще не было речи о намерении Сивоока, в отличие от всех византийских храмов, расписать Софию еще и снаружи всю фресками, но то ли Феопемпт уже знал об этом, или догадывался, или вкралось в его старческую голову подозрение, что неспроста пресвитер так старательно хочет заполнить весь серединный простор храма изображениями, чтобы в конце концов выплеснулись они и наружу и превратили чистую и строгую христианскую церковь в разукрашенное варварское капище, дополняя еще и красками языческую буйность бесчисленных куполов под золотыми крышами.

В 1741 году Российское правительство впервые обратило внимание на распространение ламаизма среди бурят, обнаружив за Байкалом 11 капищ и 150 лам, и предписало всех наличных лам привести к присяге на верноподданство России и взять с них обязательство не только не переходить Российскую границу, но даже сношений с заграничными людьми не иметь.

За то жрецов идольских побивают каменьями, а бесовское капище Деметры разрушат.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Капище – это храм? История и современность дохристианских культовых сооружений

Источников, по которым можно судить о том, как именно проводились языческие религиозные обряды на территории Руси до принятия христианства, сохранилось не так уж и много. В частности, ученым мало что известно об обустройстве древних языческих культовых сооружений. Неоднородность древнеславянских верований, смешение элементов культуры разных племен, существовавших на той или иной территории в разные периоды времени, существенно затрудняют исследования. Однако в последнее время, в связи с ростом интереса к дохристианской истории нашей страны, ученым удалось получить довольно-таки много новой информации по этому вопросу.

Капище на открытом воздухе

Для начала разберемся с тем, что же такое языческое капище? Это одна из разновидностей дохристианского культового сооружения, основным предназначением которого было непосредственное общение человека с верховными богами. Собственно, сооружением капище назвать сложно, так как представляло оно собой овальную или круглую площадку на открытом воздухе, часто огороженную рвом. При этом в центре располагался идол того божества, в честь которого оно было обустроено.

Очень часто языческое капище этого типа располагалось вдалеке от поселений и деревень. Исследователи часто находят подобные культовые площадки на вершинах гор, посреди лесов, болот и т. д. Диаметр круга мог составлять несколько десятков метров. Во рвах разжигались жертвенные костры, а по их краям расставлялись разного рода священные предметы (камни, столбы). Если капище было посвящено нескольким богам, по окружности могли располагаться их идолы. Некоторые объекты подобного рода названы учеными малыми городищами, так как окружены невысокими насыпями.

Капище в храме

Свои ритуалы славяне проводили и в настоящих храмах (от слова «хоромы»). В каждом подобном сооружении имелось капище. Это название носила часть храма, располагавшаяся за алтарем. Здесь обычно устанавливались идолы. В некоторых случаях капищем называется и сам храм. Чаще всего подобные постройки имели круглую форму. Однако археологами были обнаружены и квадратные сооружения.

Читайте также:  Как называется операция по удалению матки у собак

Археологические находки на территории древней Руси

Как уже упоминалось, материальных свидетельств и письменных источников, позволяющих судить о том, как именно выглядели славянские культовые сооружения, посвященные тем или иным богам, сохранилось очень мало. Наиболее известными историческими памятниками являются Киевское и Перыньское славянские капища. Последнее было посвящено славянскому богу войны Перуну. Создали его по приказу князя Владимира в ходе языческой реформы в 980 г. Археологам частично удалось восстановить его первоначальный вид. Объект представлял собой практически идеально круглую площадку диаметром в 21 метр. Окружена она была рвом метровой глубины.

Что касается такого сооружения, как древнее капище в Киеве, то здесь практически никаких археологических находок сделано не было. И это не удивительно. Ведь территория, на которой оно расположено, на протяжении многих веков активно использовалась. Да и вряд ли в столице христианского государства сохранилось бы слишком много предметов, относящихся к старому культу.

Славянские боги

Итак, мы выяснили, что капище – это, по сути, языческий храм, расположенный на открытом воздухе или представляющий собой культовую постройку. Что касается собственно предмета поклонения тех, кто посещал эти священные места в древности – славянских богов, то о них известно немного больше. В ходе реформы, проведенной князем Владимиром, в пантеон основных божеств были включены Даждьбог, Хорс, Стрибог, Макошь и Семаргл во главе с Перуном. Их идолы стояли рядом с княжескими хоромами на Киевской горе. Восточными славянами особо почитался и еще один бог – Велес. В «Повести временных лет» помимо этих божеств упоминаются и другие – Лада, Купала, Коляда, Позвизд.

Славянские идолы

Славянские идолы представляли собой антропоморфные (человекоподобные) деревянные фигуры высотой порядка 2-2.5 м. В основании такой столб мог быть как круглым, так и четырехугольным. В правой руке бог мог держать меч, кольцо или рог. Иногда руки божества скрещивались на груди. При этом правая обычно располагалась выше левой. В некоторых летописях упоминается о существовании идолов, изготовленных и из других материалов – меди, мрамора, золота или серебра. Найдены были археологами и каменные культовые изваяния.

Естественные святилища

Таким образом, капище – это место, в котором практиковались обряды, посвященные языческим богам. Эти древние сооружения, практически не дошедшие до наших дней, стали прототипами современных церквей. В частности, некоторыми исследователями выдвигаются предположения о том, что многоглавость православных храмов, а также такой архитектурный элемент, как восьмерик, имеют древние языческие корни.

Источник

Adblock
detector