Меню

Юристы в древнем риме как назывались

Профессия юриста в Древнем Риме

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования

Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов.

Первыми протоюристами римского общества с определенной долей условности можно считать жрецов.

В целях разъясненияприменения jus legitimum (leges и plebi scita) жрецы как единственные знатоки права активно создавали новые правовые нормы.

Новые правовые нормы появлялись при толковании старых правил. Жрецы давали правовые советы, помогали при заключении сделок и учили првильному ведению споров.

Монополия жреческих коллегий была разрушена Гнеем Флавием, обнародовавшим книгу судейских формул, являвшуюся профессиональной

корпоративной собственностью жреческого сословия.

Так началась секуляризация права, т.е. становление светской юриспруденции. Принципиальный шаг в этом направлении сделал Тиберий Корунканий, первым начавшийоткрыто преподавать право.

Древние юристы появились в коллегии понтификов в древнем Риме. Там впервые на профессиональном уровне изучать право и давать толкование применению его нормам. Одной из основных задач коллегии понтификов являлось предоставление юридических консультаций по применению норм права римским гражданам.

Одновременно, в деревней Греции процветало искусство софизма. Специалисты в этой области были своего рода платными учителями красноречия. Ораторскому искусству в те древние времена предавали большое значение. Правильно и красиво говорить было почетно. Происходили целые речевые сражения, при этом ораторы не перебивали друг друга, говорили последовательно, а решение в победе того или иного оратора принимала публика. Именно ораторы в древней Греции за деньги готовили граждан Греции к выступлению в суде. Помогали правильно поставить речь с точки зрения логики и речевых оборотов. Не маловажную роль уделяли и эмоциональным аспектам. Вместе с тем назвать их юристами можно с натяжкой, так как они не давали информации по применению норм права древней Греции и не создавали судебных прецедентов, были просто мудрыми философами. Вместе с тем они заложили свой камень в создании древней профессии юриста.

Юридическая профессия формироваласьодновременно с формированием Римского права. Это одна из самых древних систем права, многие институты которой используются и в современных нормах закона практический всех государств мира. Именно в этот период появилось понятие частной собственности, а значит необходимости ее защиты. И защиты не физической, а юридической. Если за преступления судили в те времена эмоционально и не было какой-либо систематизации, то к

времена эмоционально и не было какой-либо систематизации, то к

имущественным правам отношение было иное.

В точном смысле этого процесса профессия юристакак юридическая спецификация социальной деятельности была актуализирована в республиканский период существования римского государства.

Деятельность юристов в означенный отрезок времени выражалась: • в руководстве ведения судебных дел («agеre»);

• в даче советов («respondere»); • в редактировании формальных актов («cavere»).

В республиканскую эпоху не существовало юрисконсультов.

Заинтересованные лица обычно обращались к тому, кому доверяли.

Особого расцветаримская юриспруденция достигла в период принципата (I–III вв. н. э.), ставшего ее классическим периодом.

В период от I до середины III в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставившие литературное наследие.

Целую эпоху в этом отношении составил юрист начала принципата М.А. Лабеон, приверженец республиканских идей, новатор в области права (plurima innovare instituit).

Лабеон оказал продолжительное влияние на дальнейшее развитие юриспруденции и считается основателем юридической школы прокулианцев(названной по имени его ближайшего ученика Прокула).

Его политический противник Капитон,имевший меньшее значение, был основателем другой юридической школы – сабинианской, названной по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина (незнатного происхождения, достигшего только к пятидесяти годам всаднического звания).

Сабин был величайшим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право.

Первая частная юридическаяшкола, где учителя читали лекции,

Первая частная юридическаяшкола, где учителя читали лекции,

давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше

Сабин был величайшим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право.

Из сабинианцев во II в. нельзя не отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение.

В 533 году император Юстинианиздал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.

Фундаментальное различие в позицияхюридических школ состояло в смещении акцентов в определении оснований правопритязаний – доминировании либо материала, либо формы, т. е. предмета или деятельности в структуре социальных связей.

Письменными воплощениями практической деятельности юристов классического периода стали:

• элементарные руководства – институции («institutions»); • сборники консультаций и казусов («response», «epistolae», «quaestiones»,

«disputations»); • определения («defi nitions»);

• правила («regulae»). Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные

Обучение юристовв республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов «instruere».

В конце республики стали вести систематическое чтение лекций «instituere».

В качестве пособия к этим занятиям и появились institutiones. Наибольшей популярностью пользова лись Институции Гая.

В конце классического периода появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и Ульпиана.

Структуральные формы и содержательные наполнения институций Древнего Рима оказали свое влияние и на дальнейшее развитие мировой цивилистики.

Классический гражданский кодекс XIX столетия: Наполеоновский кодекс 1804 года построен по институциональному принципу: «Вещи», «Лица» и «Обязательства».

С середины III в. н. э. начинается упадокюриспруденции в Римской империи.

Если в эпоху принципата юристы были нужны императору в качестве одного из каналов для проведения и поддержки императорской политики, то при доминате эта их роль оказалась уже законченной.

Читайте также:  Нижние штаны для мужчин как называются

Императорская власть стала абсолютной. Воля императора оказалась единственным источником права.

«Jus respondent» больше не дается; юристы работают главным образом в качестве чиновников императорской канцелярии.

Однако «response» классических юристов сохранили значение источника права.

В 426 г. был издан закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводятся этими авторами).

При различии мнений этих юристов предписывалось придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Древнеримские юристы о праве.

В общественно-политической жизни древнего Рима видное место занимали римские юристы, которые пользовались большим почетом у знати и простых граждан. К ним обращались за консультациями не только частные, но и должностные лица вплоть до самих императоров. При Августе наиболее выдающиеся юристы получили привилегию, в силу которой их разъяснения стали обязательными для судей по соответствующим делам. Юристы нередко занимали ответственные посты. Так, например, Ульпиан и Папиниан были префектами претория, то есть первыми лицами после императора.

Развитие римского права достигло наиболее высокого уровня во времена принципата, когда римское государство находилось в зените своего могущества. Служебная роль римского права состояла в том, чтобы дать юридическое обоснование существующего строя, оправдать господство Рима над завоеванными народами. Римские юристы, выступая в роли рупоров власти римских цезарей, создали свое государственное право.

Среди римских юристов не было единства в решении ряда важнейших вопросов и прежде всего по вопросу о рабстве.

Так, римский юрист II в. н.э. Гай считал незыблемым основное деление людей на свободных и рабов и не подвергал никакому сомнению причисление рабов к категории вещей. Такие взгляды разделял и Ульпиан (ок. 170–228 гг.), который, как и многие другие римские юристы, а также юрист Флорентин, иначе решал общий вопрос о рабстве. Они считали, что по естественному праву все люди рождаются свободными. В этих разногласиях определенно отражается кризис рабовладельческой системы, причем римские юристы в силу своей позиции еще не делают вывода о необходимости ликвидировать рабство.

Весьма характерно также размежевание римских юристов, принадлежащих к двум школам – сабинианцев и прокульянцев.

Сабинианцы были сторонниками принципата. Прокульянцы были сторонниками республики и противопоставляли сабинианцам свою теорию, которая характеризует их как прогрессивных мыслителей. В противоположность большинству прокульянцы не разделяли презрительного отношения к труду.

Различное отношение к труду обнаружилось в юридическом споре о том, кто является собственником вещи, изготовленной из материала, принадлежащего другому лицу. Сабинианцы, исходя из того, что первенство принадлежит материи, а не форме, решали этот спор в пользу собственника материала. Прокульянцы же считали, что материя приобретает форму в результате человеческого труда. Поэтому собственником вещи должен быть тот, кто приложил труд для переработки материала.

Утверждение монархического строя в древнем Риме (хотя бы и при наличии республиканских учреждений) потребовало юридического обоснования этого факта. Римские юристы не преминули оправдать вновь создавшееся положение.

Так, Гай вполне оправдывает тот факт, что римские императоры узурпировали у народного собрания право законодательствования под видом издания конституций. Он заявляет, что никогда не было сомнения в праве императоров издавать конституции, которым придавалась сила закона, так как сам император получил свои полномочия в силу закона.

Ульпиан дает еще более тонкое истолкование этой узурпации законодательных полномочий. Он говорит: что угодно принцепсу, имеет силу закона, так как народ свою власть уступил императору. В другом месте Ульпиан утверждает, что принцепс вообще не связан законами.

Римские юристы занимались также разрешением ряда общих теоретических вопросов права.

В определении сущности права они были последователями стоической философии, поэтому они смешивали право не только с нравственностью, но и с законами природы.

Римские юристы при определении сущности права исходили из понятия справедливости. Разумеется, понятие справедливости имело у них социальный смысл. Это особенно ярко видно в определении права, данном Ульпианом. Он считает, что основными предписаниями права являются следующие: честно жить, не вредить другим и каждому воздавать свое. Последнее предписание права вполне отвечало интересам знати и вельмож, так как оправдывало эксплуатацию простых людей, социальное, политическое и правовое неравенство в римском государстве. Поэтому Ульпиан считал вполне соответствующим идее справедливости защищать права собственника.

Римские юристы дали более определенное, чем Цицерон, разделение права на три области: право естественное, право народов и право цивильное.

По их представлениям, естественное право – это совокупность правил, которая вытекает из природы всего сущего и определяет поведение не только людей, но и животных.

«Право народов» определялось как совокупность правил, которые естественный разум установил у всех народов и которые являются общими у всех людей. «Право народов» приобретает значение универсального, почти общечеловеческого права, применяемого ко всем участникам торгового оборота независимо от национальности. Такое понимание jusgentium вполне соответствовало тому расширению товарно-денежного хозяйства, которое происходило в рассматриваемый период истории римского государства.

Цивильным правом они называют положительное право каждого народа, которое каждый народ устанавливает у себя. Это право называется по имени того государства, в котором оно действует.

Это разделение права на три области, конечно, было теоретически спорно, так как исходило из представления о вечном и неизменном естественном праве. Оно было воспринято в правовых теориях эпохи феодализма в Западной Европе и даже сторонниками буржуазии.

Читайте также:  Большой зеленый кузнечик как называется

Ульпиан первый ясно выразил идею разделения права на публичное и частное. Публичным правом он считал все, что относится к интересам государства, частным – то, что имеет отношение к интересам индивида. Это деление в своей основе было воспринято с рядом изменений и буржуазной юриспруденцией, поскольку оно порождалось наличием и развитием частной собственности.

В заключение необходимо отметить еще одну характерную черту в учении римских юристов о праве. Они пытались доказать, что в развитии римского права существует строгая преемственность, хотя старое римское квиритское право подвергалось в судебной практике таким коренным изменениям, что превращалось у обладателей прав в так называемое «голое» право.

Источник

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗНАМЕНИТЫХ ЮРИСТОВ ДРЕВНЕГО РИМА

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗНАМЕНИТЫХ ЮРИСТОВ ДРЕВНЕГО РИМА

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Около 300 г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе (legis actiones). Эта публикация получила название jus civile Flavianum (цивильное право Флавия).

В 253 г. до н.э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы и открыто высказывать свое мнение, положив тем самым начало публичному обучению юриспруденции.

В начале II в. до н.э. Секст Элий Пэт Кат, видный государственный деятель, дополнил сборник Флавия новыми исковыми формулами (jus Aelianum). Он опубликовал и другую книгу, в которой соединил Законы XII таблиц с комментариями юристов и исковыми формулами, содержащую толкование законов и описание форм процесса.

В середине II в. до н.э. значительный вклад в развитие юриспруденции, особенно гражданского права, внесли Марк Манилий, Публий Муций Сцевола и Юний Брут. Первый комментарий к преторскому эдикту написал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 г. до н.э.). Его ученик Офилий был автором многих книг по гражданскому праву и впервые составил подробньй комментарий к преторскому эдикту.

Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов — из сенаторской знати, а в I в. до н.э. также и из всадников. Наиболее известными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций Руф, (причем двух последних часто считают основателями цивильного права).

Публий Муций Сцевола — трибун 141 г. до н.э., консул в 133 г., великий понтиф в 133 г. Цицерон называет его одним из немногих «истинных» юрисконсультов, так как он, исполняя судейские должности, вносил в разбор дел истинное беспристрастие, а при защите соединял юридические познания с удивительным ораторским искусством. Плохие ораторы вызывали со стороны Сцеволы скорбь и насмешки. Будучи великим понтифом, он обращал усиленное внимание на усиление юридических знаний коллегии, считая ее главной задачей основательное знание права, а не сохранение отживших привилегий, уменьшению которых способствовал своей интерпретацией. Написал 10 книг, посвященных обработке ius civile.

Квинт Муций Сцевола, сын предыдущего, был консулом в 95 г. до н.э., великим понтифом в 84 г. Получив широкое философское (стоическое) образование, сделался еще более, чем отец, выдающимся политическим деятелем и юристом; соединял юридическое и ораторское искусство с нравственными началами деятельности, проводя в юридическую интерпретацию начало «доброй совести». Около 100 г. до н.э. написал свое знаменитое сочинение “De iure civile” (18 книг), в котором в первый раз изложил это право в систематическом порядке, состоявшем в совместной разработке родственных юридических понятий, в противоположность старому легальному порядку, представлявшему простую интерпретацию законов в их официальной последовательности. Юридические определения и формулы Квинта Муция Сцеволы отличались удивительным сочетанием краткости, ясности и изящества формулировки. Философская мысль помогла ему внести единство во многие частные определения, выразить их в более общей форме и извлечь из них новые юридические последствия (например, praesumptio Muciana, cautio Muciana и т.п. формулировки, связанные с его именем). Если его отец был одним из первых юристов, начавших литературную интерпретацию норм цивильного права, то Квинт Муций Сцевола может быть назван основателем науки гражданского права. Он преподавал в юридической школе и был учителем знаменитого Цицерона.

Из юристов классической эпохи следует назвать наиболее известных:

Казнен императором Каракалой в 212 г. н.э. за то, что в ответ на требование составить оправдательную речь для императора в связи с убийством им своего брата Геты, сказал: «Гораздо труднее оправдать убийцу, нежели им стать».

Геренний Модестин, ученик Ульпиана, – в 226-244 гг. был префектом стражи в Риме. 345 фрагментов из произведений Модестина включены в Дигесты.

Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам». Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права — от средств их защиты. Несмотря на трехчленную классификацию самого правового материала Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права.

Читайте также:  Бессмысленная работа как называется

С переходом к абсолютной монархии намечается упадок римской юриспруденции. Однако с конца III в. н.э. до V в. при Диоклециане и Константине появился ряд ценных работ, с успехом приспосабливавших высказывания классиков к новым социально-экономическим условиям, удовлетворявшим новые потребности. Но эти работы были или анонимными, или ввиду исключительного авторитета классических юристов приписывались последним. При этом несомненно, что начиная с IV в. имело место снижение творческого характера деятельности юристов. Юристов используют уже не в качестве творцов права, а на должностях императорских чиновников. Показателем упадка является, между прочим, закон (первой половины V в.) о цитировании юристов: вместо былого творческого решения возникающих в жизни вопросов теперь применяют механические ссылки на выдающихся юристов, мнения которых признаны по этому закону обязательными. К ним относились Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин, Гай, а также те юристы, на которых ссылались эти пять юристов.

Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами, составлявшими сборники императорских конституций. Так, известны два сборника, составленные в конце III в. — начале IV в. н.э.: Codex Gregorianus, объединивший конституции от Адриана (II в.н.э.) до конца III в.н.э. и Codex Hermogenianus, дополнивший первый сборник последующими конституциями, до Константина (начало IV в. н.э.).

В первой половине V в.н.э. была осуществлена первая официальная кодификация: император Феодосий издал Codex Theodosianus (Феодосиев кодекс), состоявший из 16 книг.

В первой половине VI в.н.э. при Юстиниане особой комиссией была проведена большая кодификационная работа. Активное участие в ней принимали выдающиеся юристы того времени — Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права). Комиссия, образованная для этой цели в 528 году, уже в 529 г. составила сборник императорских законов. В 530 году была образована комиссия для кодификации ius, сочинений классиков, и в 533 году был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием Digesta (собранное). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг. В том же 533 году был издан элементарный учебник римского права — Институции, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех книг. В 534 году появился кодекс законов, известных под названием «50 решений», который состоял из 12 книг. После окончания кодификационных работ Юстинианом был издан ряд законов, которые известны под названием Новелл. Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы получили в своей совокупности название Corpus iuris civilis (Свод гражданского права).

4. ШКОЛЫ ЮРИСТОВ

К началу классического периода относится деятельность двух таких выдающихся юристов, как бы связывающих республиканскую юриспруденцию с классическим периодом, как Лабеон и Капитон. В классическом праве были знамениты две юридические школы. Первую школу основал в начале I в.н.э. Марк Антистий Лабеон, автор более чем 400 книг, умер где-то между 10 и 22 г. н.э. В свое время он отказался от предложенной ему Августом политической карьеры, предпочитая находясь в оппозиции, заниматься чистой наукой, известен своим реформаторским подходом к праву. Сторонники учения Лабеона по имени его ученика Прокула стали называться прокульянцами.

Основателем второй школы считается Гней Атей Капитон, юрист, сделавший прекрасную политическую карьеру при Августе (был консулом, понтификом), придерживался консервативных, традиционных взглядов. Его сторонники также по имени его ученика Сабина стали называться сабиньянцами.

Каждая из названных школ ориентировалась на разные философские учения (Аристотеля и стоиков), и потому одна придавала большее значение формальным категориям, а другая — «материальным», то есть сущностным отношениям. Являясь приверженцами монархии, сторонники прокульянцев допускали более широкое толкование республиканских правовых норм. Сабиньянцы в вопросах толкования права занимали более консервативную позицию, отдавали предпочтение квиритскому праву.

Сколько—нибудь полных данных, достаточных для того, чтобы судить об особенностях каждой из этих школ, не сохранилось. Известны лишь их расхождения по отдельным частным вопросам, например, по вопросу о спецификации, т.е. о судьбе вещи, изготовленной для себя из чужих материалов без злого умысла (вследствие неведения, ошибки и т.п.). Сабиньянцы решали этот спор в пользу собственника материалов, а прокульянцы — в пользу их переработчика (спецификанта).

К концу третьего века нашей эры различия между этими направлениями в юриспруденции практически исчезли.

В своей деятельности римские юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые ситуации и конфликты, обусловленные всепроникающими воздействиями частной собственности. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских граждан равноправными по закону и справедливости.

Разработанные юристами формулы и определения достигли уровня искусства. Четкость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности, как к своего рода искусству. В отличие от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юрисконсульты Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которые они приобретали в результате своей деятельности.

Творческие достижения римских юристов, разработавших целый ряд фундаментальных положений юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, продолжают привлекать пристальное внимание и современных исследователей. И это вполне закономерно и естественно уже потому, что многие современные понятия, термины и конструкции восходят к римскому праву и римским юристам.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. И.Б. Новицкий. Римское право. М., 2002.

2. В.Г. Графский. Всеобщая история права и государства. М., 2000.

4. О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. История государства и права зарубежных стран. М., 1998.

Источник

Adblock
detector