Как называется коллекционер бабочек? Что нужно, чтобы создать красивую коллекцию
Наверное, мало кто из читателей может похвастаться, что у него есть знакомый коллекционер бабочек. А ведь во многих странах это очень распространенное хобби. Да и в нашей стране оно когда-то пользовалось большой популярностью – многим приятно иметь возможность видеть в своей гостиной или кабинете роскошные композиции, составленные из ярких насекомых.
Кто и зачем собирает такие коллекции
Для начала разберемся, как называется коллекционер бабочек. Здесь все довольно просто, хотя произнести этот термин сложновато – лепидоптерофилист. Так что, если вы хотите вплотную заняться таким хобби, придется потренироваться, чтобы без запинок выговаривать свой новый статус.
Понятно и то, зачем коллекционер бабочек занимается этим делом. Все-таки не многие представители фауны на планете могут похвастаться таким многообразием и красотой, как эти насекомые. Правда, красота их недолговечна – живут некоторые бабочки всего несколько дней, а то и часов. Встречаются породы, у которых даже рта нет, так как за всю жизнь им ни разу не приходится питаться. А вот под стеклом эти порхающие цветки смогут сохраниться на протяжении многих лет и даже десятилетий. К тому же это прекрасный способ больше узнать о живой природе. Поэтому такое хобби можно порекомендовать и взрослому, и ребенку. Конечно, прежде чем заняться им, нужно многое узнать.
Как безболезненно усыпить насекомое
Начинается коллекция бабочек чаще всего с представителей наиболее распространенных семейств. Сюда можно отнести белянок, нимфалид, бархатниц, голубянок, парусников и прочих. Что ж, даже собрав всего по несколько бабочек из каждого семейства, уже можно составить впечатляющую коллекцию, которая сделает честь любому начинающему лепидоптерофилисту.
Но коллекционер любит живую природу и постарается не мучить пойманное или выведенное насекомое, обеспечив ему максимально легкую, быструю и безболезненную смерть. Как же это сделать?
Для этого понадобится эфир. Его можно приобрести во многих ветеринарных клиниках, а также зоомагазинах. Но, увы, не всегда есть возможность купить эфир, особенно в небольших городках или поселках, где как раз легче всего добывать интересные экспонаты. Что ж, коллекционер бабочек также может воспользоваться аммиаком или нашатырным спиртом, продающимся в большинстве обычных аптек, да и стоит раствор совсем не дорого. А применять его максимально просто – с задачей легко справится любой новичок-подросток.
Достаточно окунуть небольшой кусок немного сжатой ваты в эфир или нашатырный спирт и положить в банку, где находится бабочка, после чего закрыть ее крышкой. Спустя некоторое время (оно зависит от количества жидкости, впитанного ватой, и объема емкости) насекомое безболезненно умирает.
Аккуратно расправляем экспонат
Как только бабочка умерла, ее нужно подготовить для внесения под стекло, прежде чем она засохнет, а крылышки застынут в неподходящем положении. Опытный лепидоптерофилист это знает, и у него всегда есть наготове соответствующее оборудование.
Вообще могут использоваться различные приспособления. Некоторые предпочитают приобрести специальные, продающиеся в профильных магазинах и стоящие довольно дорого. Другие же решают изготовить оборудование своими руками как минимум на первое время, пока не станет понятно, будет ли это хобби обычной быстро надоевшей блажью или же останется на всю жизнь.
Самый простой вариант – взять доску из мягкой древесины и проделать в ней узкую и не слишком глубокую щель по размерам тела трофея. Сделать это сможет любой начинающий коллекционер бабочек.
Усыпленное насекомое аккуратно уложите на доску, чтобы тельце как раз входило в эту щель. Теперь очень осторожно распрямите крылышки, прижмите их к дереву. Сверху на каждое крыло уложите кусок тонкого полиэтилена (подойдет прозрачный одноразовый пакет) или кальку и зафиксируйте булавками. При этом старайтесь слишком не заглублять тельце в щель, чтобы оно находилось на одном уровне с крылышками. Тогда смотреться ваш трофей будет наиболее изысканно и станет великолепным украшением коллекции.
Заключение
Прочитав статью, вы узнали не только о том, как называется коллекционер бабочек, но и то, как выглядят основные приемы, которыми пользуются лепидоптерофилисты для увеличения количества своих трофеев. Надеемся, что это позволит вам обзавестись новым хобби, интерес к которому не пропадет на протяжении многих десятилетий.
Источник
Как коллекционировать бабочек
Зачем? Зачем их ловить, несчастных?
Красиво!
С этим никто не будет спорить. Природа создает не менее красивые предметы, чем человек, и коллекция бабочек будет прекрасным украшением вашей квартиры.
Оригинально!
Действительно, немногие имеют такой объект для коллекционирования (в смысле, такое хобби). А недоуменные, но заинтересованные взгляды, которыми награждается человек с сачком? Да это повод для разговора, для знакомства!
Интересно!
Процесс ловли необыкновенно увлекателен. Сколько новых мест вы увидите! Погоня за редкой бабочкой и тем более ее поимка вызывают очень сильные, волнующие ощущения.
Безвредно!
Да, я (биолог по образованию) утверждаю, что это так. Природе нет дела до гибели отдельных живых существ. Несколько пойманных экземпляров какого-то многочисленного вида погоды не делают, их поимка ничего не изменит. Окружающая среда страдает от ядовитых газов, дыма городов, изменений ландшафта, пролетающих самолетов, наконец. Но не от горстки коллекционеров бабочек! И это занятие гуманней, чем охота и рыбная ловля.
Описываемая методика коллекционирования чрезвычайно проста, даже примитивна. От вас потребуются только несколько минимумов – минимум усилий, минимум материалов, минимум времени. Итак, вперед!
Глава 1. Необходимые орудия и материалы.
• Сачок. Ловить удобно сачком, по форме похожим на тот, что на картинке на главной странице. В качестве материала можно использовать что-нибудь вроде сетки от комаров (но не жесткую), в крайнем случае марлю. Сетка пришивается к проволочнуму каркасу, который крепится (изолентой, например) к палке. И все!
Бумажные пакетики для транспортировки. Как их сделать – показано на рисунке.
1, 2, 3 – сгибаем полоску бумаги в нужных местах; 4 – помещаем бабочку в пакет; 5 – закрываем пакет кончиком полоски
Железные булавки – например, такие:
То же, только с откушенными верхушками (можно использовать не зубы, а кусачки).
Пенопластовые кусочки, обернутые бумагой (бумагу можно приклеить “Моментом”). Размеры любые, я использовал 10x7x2см
Бумашные полоски разной длины и ширины – от 0.3×5 см до 0.6×8 см.
Коллекционная коробка. Ее вид зависит от вашей фантазии и доступных материалов.
Пожалуй, все.
Глава 2. Ловля и транспортировка
Сроки ловли значительно варьируют в зависимости от климата. Лучше всего бабочек ловить в первой половине лета, поскольку позже они почти исчезают. Велика вероятность встретить их возле луж, маленьких водоемов, на опушке леса.
Поймать бабочку – значит накрыть ее сачком или (если бабочка не хочет садиться и летает в пределах досягаемости сачка бегущего человека) загнать ее в сачок. После того как вы ее накрыли, нужно осторожно поднять сетку сачка. Поскольку несчастная бабочка пытается улететь, она оказывается в самом дальнем углу сетки (в общем, ее нужно туда загнать). Теперь можно брать этот уголок сетки вместе с бабочкой и постараться заставить последнюю сложить крылья.
Далее – совсем просто. Большим и указательным пальцами ухватите и слегка сдавите грудку бабочки – так, чтобы чувствовалось сопротивление, но не было слышно хруста. Надо сказать, бывают ужасно вредные бабочки, которые наотрез отказываются складывать крылья и даже нарочно их расправляют. Такую можно взять пальцами за голову и верхушку груди (осторожно!) и заставитьее сложить крылья. Если повезет, чешуйки на верхней поверхности крыльев останутся неповрежденными. Все эти операции делаются через сетку. Сжимая грудку бабочки, мы ее убиваем или парализуем ее. Длительность сжатия зависит от размера бабочки и составляет для мелких – 7-10 сек, для крупных – до 30-40 сек.
Теперь освободите сетку, и парализованная бабочка со сложенными крыльями сама упадет к вам на ладонь. Откройте приготовленный заранее бумажный пакетик, поместите туда бабочку, а пакетик – в какую-нибудь пластмассовую или желенную коробку – для предотвращения сжатия. В таком состоянии насекомое можно хранить полдня, но чем меньше – тем лучше. После окончания охоты и возвращения домой нужно приступать к следующему этапу – препарированию.
Глава 3. Препарирование
Главное в этом деле – аккуратность. Так сразу и не объяснишь, как заставить бабочку лечь красиво :-)… В общем, вооружаемся булавками (по одной в каждой руке) и начинаем расправлять крылышки на куске пенопласта, описанном в материалах. В начале будет сложно, особенно если руки дрожат, но после некоторой тренировки (на широко распространенных и тем малоценных бабочках, например капустных белянках) все получится.
Я начинаю с того, что беру бабочку со сложенными крылышками за грудку указательным и большим пальцами левой руки (для левшей – правой руки) и сверху, между крыльями, прокалываю грудку укороченной булавкой (без головки) так, чтобы эта булавка прошла через тело сверху вниз и выступала примерно на 1 см снизу и около 1 см сверху.
Затем берем булавку с нанизанной на нее бабочкой за верхний выступающий кончик и втыкаем ее в пенопласт до тех пор, пока грудка бабочки не прикоснется к поверхности пенопласта. Между передними и задними крыльями бабочки вкалываю в пенопласт несколько булавок под разными углами (20…75 градусов). Этим я добиваюсь ее фиксации на куске пенопласта – так, чтобы она лежала как можно более прочно. Потом беру заранее заготовленную полоску бумаги, кладу ее поперек одного из передних крыльев и накалываю по булавке (бывает, и по две) возле краев крыльев – примерно так:
Когда полоска бумаги накладываются на крыло, нужно ее немного натянуть и сразу вонзить булавки по краям. Так же поступаю с другим передним крылом и с обоими задними. Теперь можно вытаскивать ранее наколотые под углом фиксирующие булавки. Можно также приколоть к пенопласту еще несколько булавок для фиксации тела (особенно брюшка) и усиков бабочки.
Все! Работа закончена, остались одни удовольствия. В таком положении оставляем бабочек на 3-5 дней (в зависимости от их размеров) – сушиться. Удобно положить куски пенопласта с наколотыми бабочками в картонную коробку с крышкой – чтобы какое-нибудь насекомое их не съело.
Глава 4. Формирование коллекции (компоновка)
В г. Химки завезены в продажу кухни из пластика хорошего качества.
Как вы оформите свою коллекцию – решать вам. Высушенных бабочек можно снять с куска пенопласта, предварительно вытащив все булавки (за исключением той, на которую нанизана бабочка) и убрав бумажные полоски. Потяните за торчащий конец основной булавки и бабочка у вас в руках, готовая переселиться в коллекционную коробку – «бабочницу». Если бабочка на булавке не хочет отдираться от пенопласта, конец булавки можно осторожно потянуть какими-нибудь щипцами, плоскогубцами или зубами.
Моя бабочница (точнее, одная из) представляет собой деревянную коробку со стеклянной передней стенкой и выезжающим вперед «tray’ем», к которому приклеен слой пенопласта толщиной 1 см. Вид и конструкция вашей бабочницы зависят от вашей изобретательности и воображения – от ваших Smart hands. Ведь в магазинах не продают ни бабочниц, ни тем более готовых коллекций (правда, встречаются изредка огромные тропические бабочки в картонных коробках, но они очень дороги – в смысле, стоимость велика. Нам это надо?). Поэтому ваша коллекция изначально уникальна. Удачи!
Источник
Конспект занятия «Волшебный мир бабочек»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №102 Пролетарского района города Ростова – на – Дону
Воспитатель высшей категории: Дагриджан Е.А.
Тема: «Волшебный мир бабочек»
Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет.
Форма организации: групповая
Учебно-методический комплект: Программа «Детство» Т.И.Бабаева
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Наглядные: Материал для воспитателя: конверт с загадкой, иллюстрации с изображением бабочек разной окраски, большой лист ватмана зеленого цвета)
Материал на каждого ребенка: 1/2листа глянцевой бумаги, гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетка, ножницы, клей, ромашка из картона, шаблон 1/2 бабочки, простой карандаш.
Музыкальные: «Сладкая греза» П.И.Чайковский, спокойная музыка к самостоятельной деятельности детей.
Цель: создать условия для развития творческого воображения, познавательного интереса у детей и творческой самореализации художественного образа изобразительными средствами. Развивать все компоненты устной речи. Воспитывать желание бережного отношения к насекомым. Вызвать положительный, эмоциональный отклик на результаты своего творчества.
• Развивать речь детей с помощью загадок
• Формировать умение подбирать прилагательные к существительным
• Расширять и обогащать словарный запас детей.
• Обогащать представление детей о бабочках, их внешнем виде, поведении и их пользе.
• Развивать познавательный интерес к природе.
• Развивать воображение, познавательные способности детей.
• Развивать мелкую моторику руки через пальчиковые игры
• Упражнять в соотношении слов и действий.
• знакомить детей с новыми способами передачи изображения – предметной монотипии.
• развивать фантазию, воображение, образное мышление.
• воспитывать самостоятельность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета, бережное отношение к природе.
• воспитывать самостоятельность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета, бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций бабочек, чтение художественной литературы о бабочках: К.Ушинский «Капустная белянка», Н.Сладков «Крапивница и лимонница», Н.Романова «Где её дом?», А.Саркесов «Бабочка, давай дружить», разучивание стихотворений о цветах.
1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
2. Наглядно-демонстрационный (изображение бабочек);
3. Практический (рисования бабочек, выполнения действия с предметами (вырезание и приклеивание на ромашку)
4. Игровой (поиск одинаковых крылышек для своей бабочки, упражнения на соотношения слов и действий);
5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, был выполнен в виде оформления лужайки для украшения группы, оценены результаты деятельности с помощью медалей-солнышек);
Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребенка.
1 этап — Организационный.(3мин).
Мотивация к деятельности: Слышится стук в дверь
В:Ребята, вы слышите, кто-то стучит в дверь, давайте посмотрим, кто же это.
Посмотрите, это почтальон принес письмо. Как вы думаете, от кого это письмо? (воспитатель показывает воспитанникам письмо)
В: Ой, ребята, это письмо нам прислала сама Весна.
Давайте узнаем, что она нам пишет.
« Сегодня вас ждет удивительная встреча с насекомым, если вы отгадаете эту загадку».
В: Ребята, мы любим с вами отгадывать загадки? Тогда, давайте попробуем отгадать эту загадку:
Увидев на клумбе прекрасный цветок,
Сорвать я его захотел,
Но стоило тронуть рукой стебелек,
И сразу цветок улетел. Кто это, ребята? (Бабочка).
В: Ребята, нам Весна прислала отгадку – замечательную картинку бабочки.
В: Хотите узнать, что Весна рассказывает в своем письме об этой бабочке? (Да)!
«Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие в волшебный мир бабочек.
Воспитатель спрашивает детей о том, хотят ли они с Весной принять это увлекательное путешествие, дети — соглашаются.
Я расскажу о жизни бабочек. Слушайте! Бабочка появляется на свет сразу взрослой. Она откладывает яйца и из них выходят гусеницы. Проходит некоторое время и гусеница превращается в неподвижную куколку, а из куколки появляется бабочка. Зимой они замирают, зарывшись в почву, в пнях, в коре деревьев и ждут весны. Бабочки бывают большие и маленькие. Они все разные по окраске. Рассмотрите внимательно картинку бабочки, которую я вам послала в письме, и ответьте, пожалуйста, на мои вопросы».
Беседа по картине на тему: «Какая она, бабочка?».
— Назовите части тела бабочки? (голова, тельце, ножки, 4 крылышка)
— Какие у бабочки крылья? Сколько их?
— Как расписаны крылышки бабочки слева от туловища и справа?
— Какие названия бабочек вы знаете?
— Чем отличаются эти бабочки?
— Сколько у бабочки ножек?
Воспитатель: ДА. У бабочки есть голова, тельце, ножки,4 крылышка. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит. Бабочки приносят природе пользу. Они летают с цветка на цветок, собирают нектар и переносят на своих крылышках и ножках пыльцу с одного цветка на другой. В цветах созревают семена и падают на землю. Где упадут семена, там и прорастут цветы. И наши луга станут еще краше (рассказ воспитателя с показом иллюстраций).
Воспитатель: Ребята! Где дом у муравья? (в муравейнике), У пчелы? (улей). — А где дом у бабочки? Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждая удобная веточка и каждый цветок.
Физкультурная минутка: «Бабочка спала и вдруг проснулась»
Крылышками тут взмахнула
И сейчас же упорхнула.
Над цветком летает, пляшет.
На цветочек снова села.
(дети выполняют движения, соответствующие тексту физкультурной минутки – 2раза)
В: Ребята, Весна прислала много картинок бабочек. Посмотрите, какие бабочки разные. Вот белая бабочка, а эта черного цвета, как ночь. Вот эта коричневая – павлиний глаз. Большие глазки её крыльев похожи на глазки перьев павлина. Вот ярко – бирюзовая африканская бабочка с огромными крыльями затейливой формы. А эта пестрая с узорами из Индии.
В: Все они разные, но узоры на крылышках справа и слева у всех бабочек одинаковые (обратить внимание детей на симметричность узора на крыльях бабочек).
Дидактическая игра «Подбери бабочке одинаковые крылышки».
«Подул сильный ветер на сказочной лужайке и бабочки растеряли свои крылышки. Каждой бабочке подберите свои крылышки – одинаковые (дети подбирают одинаковые по рисунку крылышки бабочкам).
Какие красивые бабочки у вас получились! Какие нарядные!
Воспитатель: Дети! Но крылышки у всех бабочек прозрачные и сверху покрыты крошечными цветными чешуйками. Если бабочку неосторожно взять в руки, то чешуйки можно повредить и бабочка не сможет больше летать. Это будет для нее настоящее горе. Бабочки – очень нежные насекомые. Относиться к ним нужно бережно. Ловить их нельзя, можно только наблюдать за их полетом и любоваться их красотой! Ведь они приносят пользу природе, а природа – друг человека.
В: Дети! Давайте нарисуем бабочек? (Да).
В:Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Хотите попробовать и научиться? Он называется — «монотипия». Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто припечатать и получится целая картинка. Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них (не важно – на правой или левой) мы быстро нарисуем обычные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев припечатаем сверху и разгладим аккуратно ладошками. (Показываю прием рисования).
В: А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось? (Вся бабочка стала разноцветной, но крылышки справа и слева – одинаковые) Произошло волшебство!
В: Хотите попробовать сами? Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу).
В ходе выполнения детьми задания поощряю детей, восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю разукрасить бабочке головку и тело бабочки.
3 Этап – Заключительный (2 мин.)
Пока работы подсыхают, предлагаю детям самим превратиться снова в веселых бабочек и немножко поиграть в пальчиковую гимнастику «Бабочка».
Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.
Дети машут кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Ах, красавица какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
В:Дети! Пока мы отдыхали и играли, наши разрисованные бабочки подсохли, и мы можем их доделать, чтобы с ними поиграть.
В: Давайте приклеим их брюшками к картонным цветочкам – ромашкам и тогда они в наших руках замашут крылышками и смогут полететь, куда мы хотим (по желанию дети вырезают по контуру ножницами бабочек и приклеиваю на свою ромашку). Ну вот, ребята — вы молодцы! Вы – настоящие волшебники! Ваши бабочки совсем готовы! Можно украсить нашу лужайку.
4 этап – подведение итогов.
В: У нас получился настоящий луг, где хочется прогуляться и полюбоваться порхающими бабочками над цветами.
5 этап – сюрпризный момент В: Спасибо вам ребята, что вы приняли приглашение Весны путешествовать в волшебном мире бабочек. За это мы с Весной дарим вам медали –солнышек.
Источник