Занятия по мимике у актеров как называется

Как называется

Упражнения для мимики лица. Упражнение для начинающего актера

Каждый начинающий актер мечтает сразу выйти на сцену в серьезной роли и творить под звуки аплодисментов. Но мечтать, к сожалению, не достаточно, сценический триумф начинается задолго до получения роли и далеко не с читки пьесы, а с кропотливой и тяжелой работы. Ведь талант – это на 99% упорный труд и только на 1% божественная искра.

Конечно, сколько ни работай, без одного процента ста все равно не получишь, но и на одном далеко не уедешь. Чтобы блистать на сцене и в кино, нужно с самого начала четко понимать, что такое актерское мастерство.

С чего все начинается

Чтобы не услышать при первом же выступлении знаменитое «Не верю!» Станиславского, юноше или девушке, ступающим на тернистый путь жизни в творчестве, придется много работать над собой. В игре актеров важны не только истинные переживания, но и то, каким образом актер их выражает. Ведь можно хоть десять раз все чувствовать, быть на изломе, но зритель не увидит ничего, кроме вялых движений и непонятной, слабой мимики. Чтобы донести мысль или эмоцию до зрителя, нужно обладать выразительным актерским аппаратом, то есть телом и лицом.

Первое упражнение для начинающего актера, шахматиста или музыканта, естественно, будет самым легким. Но только добившись идеального исполнения, можно приступать к следующему заданию.

Во многих учебных заведениях, обучающих юные таланты по системе Станиславского, занятия по актерскому мастерству начинаются с выноса стула на сцену. Это задание часто вызывает недоумение у студентов, ведь они хотят стать актерами, а не рабочими сцены! Но только добившись легкости и точности в таком простом (на первый взгляд) упражнении, можно идти дальше. Всегда нужно с чего-то начинать, и вынос стула – это первый шаг на сцену.

Из чего состоит рабочий аппарат актера

Упражнение для начинающего актера должно развивать все части тела и души в комплексе. Этот комплекс состоит из:

  • артикуляции;
  • мимики;
  • дыхания;
  • голоса;
  • движений;
  • воображения;
  • умения чувствовать и сочувствовать.

Все эти необходимые навыки развиваются с помощью актерского тренинга.

Артикуляция

Упражнения по актерскому мастерству и сценической речи начинаются именно с артикуляционного аппарата. Это наши губы, челюсть, язык и все, что участвует в процессе формирования слов, которые мы произносим вслух. Если актер обладает вялым артикуляционным аппаратом, его слова со сцены не будут понятны зрителям, звучать они будут нечетко. Поэтому речевой аппарат не только разогревается перед спектаклем, но и постоянно развивается и улучшается.

Разминка начинается всегда с челюсти, ведь от того, насколько хорошо открывается рот актера, зависит, каким будет посыл произносимого.

Упражнения для челюсти

Начинать стоит медленно, чтобы на первом же занятии ничего не вывихнуть и не перетрудить. С нарастанием количества тренировок увеличится и скорость работы.

Упражнения для губ

  • Трубочка вверх-вниз.
  • Трубочка в стороны.
  • Трубочка по кругу.
  • Трубочка-улыбка.
  • Натягивание верхней губы на верхние зубы.
  • Натягивание нижней губы на нижние зубы.
  • Расслабление губ с помощью произнесения «Тпррру».

Губы напрямую участвуют в формировании произносимых слов, поэтому от их подвижности и напряженности зависит, насколько четко будут произносится слова и фразы и насколько понятны они будут зрителю.

Упражнения для языка

  • Иголочка-лопаточка-трубочка языком попеременно.
  • Болтание языка из стороны в сторону, вверх-вниз.
  • Удары напряженным языком в щеку: по 1 разу, по 2, по 3.
  • Очищение внешней поверхности зубов языком.
  • Цоканье.
  • Жевание языка.

Артикуляционное упражнение для начинающего актера для языка так же важно, как и для губ. Вместе язык и губы создают звуки и слова, которые должны быть качественными, четкими и громкими.

Упражнения для гортани и верхнего неба

  • Массаж верхнего неба языком.
  • Глотание воображаемого яйца.
  • Зевок с закрытым ртом.
Читайте также:  Красивая подача блюд как называется

Гортань и верхнее небо очень важны при подаче текста, так как они создают звучание, и от них напрямую зависит посыл. Если в маленьком зале актер может разговаривать, особо не напрягаясь, то, выступая на большой сцене, каждое его слово, даже сказанное шепотом, должно быть слышно на последнем ряду.

Мимика

Упражнения для мимики лица в актерском тренинге не вынесены в отдельную категорию. Но подвижная мимика не менее важна, чем подвижный артикуляционный аппарат. Ведь для того, чтобы зритель сопереживал герою, он должен понимать, какие чувства и страсти владеют им в данную минуту, а для выражения внутреннего состояния одних глаз не достаточно. В этом участвуют и мимика, и поза, и движения. Конечно, показ чувств с помощью мимики сопереживания не вызовет — она должна быть подкреплена реальными чувствами, которые в данный момент испытывает актер в образе героя.

Чтобы развить мимику и придать подвижность чертам лица, достаточно просто покривляться перед зеркалом, изображать то радость, то грусть, то испуг, то злобу. Какие при этом работают мышцы, начинающий актер может увидеть в жизни – для этого им ведутся наблюдения, и все увиденное тщательно записывается в личный дневник.

Дыхание

От правильного дыхания на сцене, как и в спорте, зависит половина успеха. В первую очередь с помощью дыхания создается посыл, который доносит звуки до самых последних рядов. Также упражнения для актерского тренинга включают в себя задания для увеличения объема легких. Не очень красиво и органично выглядит на сцене актер, который во время длинного монолога начинает задыхаться – это сразу «выбивает» зрителя, а вернуть его в спектакль очень сложно. Также актеру нужно уметь произносить слова четко и с посылом в тот момент, когда он делает различные акробатические трюки или физические упражнения. Удержать при этом дыхание на одном уровне довольно сложно, и этому тоже надо учиться путем выполнения определенных упражнений.

  • «Воздушный шарик» — с помощью дыхания поддерживаем в воздухе воображаемый (или реальный) воздушный шар.
  • «Дровосек» — резко выдыхаем одновременно с движением руками, как будто рубим дрова.
  • «Лыжная гонка» — при каждом выдохе совершаем движения руками и ногами, как будто едем на лыжах, с длинным выдохом съезжаем с горы.
  • «Свеча» — представляем, что на кончике указательного пальца горит огонек, своим дыханием гасим его, относя палец все дальше и дальше.
  • «Присядка» — медленно (на 10 счетов) с выдохом садимся, внизу делаем вдох, так же медленно с выдохом встаем.

Голос

Нет смысла говорить о важности голоса для актера. Современный актер должен уметь и петь, и озвучивать фильмы и мультфильмы. Упражнение для начинающего актера по правильному овладению голосом входит и в сценическую речь, и в занятия по вокалу.

Движения

Хороший актер сейчас немыслим без полного владения своим телом. И в кино, и в театре ему может выпасть роль с непростыми трюками и немалой физической нагрузкой. Кроме занятий по актерскому мастерству, возможности тела развиваются еще на занятиях по сценическому движению. Они включают в себя общую разминку и растяжку мышц, снятие зажимов и скованности, акробатику, эквилибристику, отработку сценического боя, пощечин, ударов, поцелуев и так далее, часть циркового искусства. Все эти упражнения начинаются с простых разминок и заканчиваются сложными пластическими постановками, когда актеры выражают свои мысли без слов, только с помощью пластики.

Упражнение для начинающего актера, связанное с движением, в будущем поможет ему вызывать сопереживание зрителей, выражать мысли и эмоции всеми доступными способами: не только мимикой и голосом, но и пластикой.

Воображение

Сложно представить актера, у которого не развиты воображение и фантазия. Ведь ему постоянно нужно верить в то, чего на самом деле нет. Только истинная вера самого актера, его полное погружение в роль и в ситуацию заставит зрителя поверить, что это Гамлет, а не странный мальчик в смешных штанах; Король Лир, а не дедушка, похожий на Деда Мороза, и так далее.

Читайте также:  Как в xiii веке назывались пограничные отряды во время битвы на неве

Нет людей, совсем не обладающих воображением. Но есть люди, у которых оно слабо развито. Чтобы вообразить правдивость ситуации и себя главным героем в ней, воображение нужно развивать. В первую очередь это делается с помощью наблюдений, написаний сказок, стихов, рассказов, чтения хороших авторов. Затем начинается работа с актерскими этюдами. Этюд – это небольшая зарисовка, в которой актер должен действовать органично, а значит, должен верить.

Можно сказать, что главное упражнение для начинающего актера – этюд. Он может быть разным: на беспредметное действие, в условиях оправданного молчания, со словами и с предметами, одиночный и парный. Главное, чтобы в этюде были сюжет и событие. При этом актер должен сам придумать ситуацию (или работать в заданной) и вести себя в ней натурально и органично, а для этого должен поверить, что он в образе героя действительно попал в такую ситуацию.

Источник

Конспект занятия по актерскому мастерству. Мимика

Конспект занятия по актерскому мастерству, направленное на развитие мимики

Данное занятие может быть полезно как для педагогов дополнительного образования,воспитателей детских садов ,так и для учителей (для внеурочной деятельности).
Занятие предназначено для детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет.

Тема занятия- Мимика
Общая цель занятия-научить перевоплощаться в художественный образ через элементы актерского мастерства.
Задачи занятия:
1. Познакомить ребят с понятием: мимика.
2. Научить демонстрировать разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии.
Оснащение занятия:карточки с заданиями на упражнение «Мини-история

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_2.docx 16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по актерскому мастерству. Мимика

Конспект занятия по актерскому мастерству, направленное на развитие мимики

Данное занятие может быть полезно как для педагогов дополнительного образования,воспитателей детских садов ,так и для учителей (для внеурочной деятельности).
Занятие предназначено для детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет.

Тема занятия- Мимика
Общая цель занятия-научить перевоплощаться в художественный образ через элементы актерского мастерства.
Задачи занятия:
1. Познакомить ребят с понятием: мимика.
2. Научить демонстрировать разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии.
Оснащение занятия:карточки с заданиями на упражнение «Мини-история

Ребята, многие из вас были в театре, смотрели спектакли. Но, знаете ли вы, как и когда появился театр? Театр возник очень давно, в Древней Греции. Сейчас я вам об этом расскажу.
Слово «театр» означает «место для зрелищ». Древние греки строили театры под открытым небом на склоне холма. В театре была сцена, на которой выступали актёры и высокие зрительные места (сравнение с современным театром).
В спектаклях принимали участие только мужчины. Все актёры обязательно выступали в масках. Когда актёры показывали грустный спектакль – трагедию – они надевали на лицо грустные хмурые маски. Если на сцене разыгрывался весёлый спектакль – комедия – актёры надевали весёлые, улыбающиеся маски.
С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности.
Маска–предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях.
Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями.
Маски бывают самые разные, они могут изображать:
героев фильмов, зверей и героев сказок – весельчаков и чудищ, ведьм и красавиц
Маска выражает характер персонажа!
В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности – грим возникло как продолжение искусства маски.
В современной жизни маски практически вышли из обихода, люди выражают свои эмоции непосредственно, то есть напрямую: выражением лица, речью, возгласами смехом, плачем и т.д. Так же и в театре, как в жизни, вместо масок — мимика (движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние).
Итак, тема нашего урока – мимика. Сегодня мы с вами будем учиться, так выразительно передавать свои эмоции лицом, чтобы любой человек мог сразу понять, в каком настроении и образе мы пребываем.

Для того чтобы, мимика далась нам легко и непринуждённо, нужно сделать артикуляционную гимнастику-то есть «размять» наше лицо, при помощи нескольких упражнений:
• Растянуть уголки рта («улыбка») и расслабить
• Вибрация губ (фырканье лошади). Наклоняемся вперед, расслабляем верхнюю часть тела. И выдыхаем через губы, пока они начнут вибрировать. Говорим «фрррррр», как это делают лошади.
• Губы в трубочку. Вверх-вниз. Влево-вправо. По кругу. Несколько раз…
• Челюсть падает вниз. Совершаем движения челюстью влево вправо. Вперед-назад.
А теперь давайте посмотрим, на что способно наше лицо. Представьте, что вы:
• «Съели кислый лимон» (дети морщатся).
• «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).
• «Встретили знакомую девочку» (улыбаются).
• «Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
• «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).
• «Обиделись» (опускают уголки губ).
• «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).
«Разговор через стекло»
Детям предлагается поговорить на какую-либо тему, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Например, просьба принести стакан воды или сказать о том, что другой забыл надеть шапку. После игры надо обсудить, что чувствовали дети, легко ли им было. Эта игра развивает способность передавать чувства и мысли с помощью мимики.
Упражнение «Передай Маску».
Дети садятся в круг. Первый участник фиксирует на своем лице какое-нибудь выражение «маску», демонстрирует его всем участникам и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим, угрожающим, плаксивым и т.п.

«Живая иллюстрация»
Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик». Детям постарше — «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие.
«Мини-истории для одного актера»
Актеры по очереди должны изобразить мини-историю при помощи мимики. Остальные участники пусть угадают, что они видели. Мини истории следующие:
• Вы включили телевизор. Показывают какой-то «ужастик». Вам страшно. Вы закрываете глаза. Потом переключаете на другую программу. Там показывают что-то смешное. Переключаете снова. Там показывают футбол. Вот забили гол. Ура! Изображайте ваши эмоции. Переключаете опять. Здесь идет какой-то неприличный фильм, вам и смотреть-то стыдно. Еще один канал – здесь что-то скучное, вы засыпаете.
• Читаешь журнал
• Пишешь письмо
• Подслушиваешь под дверью
• Ешь то, что не хочешь.
Рассматриваешь картины на выставке, пытаешься незаметно отколупнуть краску.

» Мини-истории для двух актеров»
Двое актеров разыгрывают без слов следующие ситуации:
Один читает газету, смеется, другой подглядывает
• Двое едут в общественном транспорте. Один сидит, другой стоит и хочет, чтоб сидящий уступил ему место, а сидящий делает вид, что не замечает его
• Двое сидят за столом и кушают. Одни угощает, а другой, не желает, есть какое-нибудь блюдо, он и выплюнуть его пытается, пока другой не видит, или ему в тарелку переложить и т.д.

Педагог: Наше занятие подошло к концу и я прошу Вас повернуться ко мне лицом и показать, с помощью мимики с каким настроением, вы покидаете сегодняшнее занятие .

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Adblock
detector