Плюсы и минусы занятий на курсах и c репетитором. Что выбрать?
В нынешнее время у нас есть огромное количество возможностей освоить что-то новое. Например, переквалифицироваться и стать IT-специалистом, выучить голландский или японский язык, устранить пробелы в уже имеющихся знаниях. Нашим детям тоже часто не хватает знаний, получаемых в школе. Но перед многими встает вопрос: что лучше – курсы или репетитор?
В этой статье мы разберем плюсы и минусы индивидуальных и групповых занятий, которые помогут вам определиться с выбором.
Занятия в группе – плюсы и минусы
Если вам кажется, что занятия с репетитором сильно ударят по вашему кошельку, курсы – подходящий вариант для вас. Но стоит быть готовыми к тому, что вам придется дополнительно заниматься, чтобы закрепить результат. Например, если вы учите новый язык, тех материалов, что дает преподаватель, нередко бывает недостаточно для того, чтобы хорошо освоить предмет.
Вам нужно будет дополнительно делать упражнения, набирать словарный запас, учиться понимать чужую речь в тексте и на слух – то есть смотреть видео и читать книги на изучаемом языке. Курсы требуют большой самоотдачи и вовлеченности в процесс обучения. Поэтому это действительно хороший вариант только при условии, что вы трудолюбивы и готовы работать дополнительно ради результата.
Плюсы групповых занятий:
- Низкая цена в сравнении с репетиторскими занятиями;
- Сравнительно быстрое достижение поставленных целей;
- Тренировка soft skills – на курсах проще научиться работать в команде;
- Материал объясняется как можно проще, зачастую занятия проходят в легкой игровой форме, что позволяет расслабиться и не дает заскучать;
- Для языковых курсов – возможность быстро научиться говорить, что немаловажно;
- Для курсов подготовки в к поступлению – возможность познакомиться с будущими преподавателями и проработать задания, похожие на экзаменационные.
Минусы групповых занятий:
- Нет прямого контакта с преподавателем, т.к. в группе много занимающихся и ограничено время, поэтому разбирать индивидуальные проблемы становится сложнее;
- Многие курсы преследуют цель не столько научить, сколько заработать, поэтому больше сосредоточиваются на создании нескучной атмосферы, благодаря которой вам захочется возвращаться в аудиторию. Это значит – занятие может строиться на интерактивных играх, песнях, танцах, просмотре фильмов и т.д. Если вы цените академический подход в обучении, курсы – вариант не для вас;
- Темп обучения зависит от способностей большинства в группе – и если вы все понимаете, а большая часть студентов – нет, то вам придется слушать, как преподаватель заново объясняет непонятный материал;
- Нет возможности отработать пропущенное занятие с преподавателем – только самостоятельно;
- В сравнении с индивидуальными занятиями материал прорабатывается достаточно поверхностно, затрагиваются только базовые вещи, которые нужно знать.
Занятия с репетитором – плюсы и минусы
Многие считают, что именно занимаясь с репетитором, можно максимально глубоко проработать предмет, — и это верно. Но это работает только в том случае, если вы смогли найти действительно компетентного репетитора, который идеально знает свой предмет и владеет методиками преподавания, позволяющими ему донести материал до любого ученика.
Отыскать профессионала сейчас непросто – репетиторами часто подрабатывают студенты даже не педагогических вузов и школьные учителя с довольно средним уровнем знаний. В поиске компетентного преподавателя хорошо помогает сарафанное радио, а также онлайн-сервисы по подбору репетиторов, которые проверяют квалификацию преподавателей перед наймом. Например, белорусский Redsale дает возможность выбрать хорошего преподавателя по рейтингу и отзывам клиентов, а цены у белорусских репетиторов невысокие.
Плюсы индивидуальных занятий:
- Длительность курса не ограничена, поэтому есть возможность разбирать непонятные темы до полного усвоения – как правило, на курсах это невозможно;
- С преподавателем можно разобрать все непонятные моменты и лучше усвоить материал;
- Репетитор видит проблемные места ученика, знает его цели и создает программу исключительно для него;
- Занятия проходят в спокойной обстановке
- Можно в любой момент перестать заниматься с преподавателем, т.к. оплата идет за занятие, а не за курс;
- Возможны переносы занятий на любое удобное время, пропущенное занятие не пропадает, а прорабатывается на следующем.
Недостатки занятий с репетитором:
- Занятия стоят достаточно дорого;
- Нет соревновательного духа, который подстёгивает учиться;
- Сложно выбрать хорошего специалиста, всегда есть шанс наткнуться на дилетанта
- Многое зависит от заинтересованности репетитора: среди них тоже есть люди, для которых заработать важнее, чем научить.
Прежде чем начать заниматься с репетитором, рекомендуем провести с ним пробное занятие, узнать о его образовании и стаже, спросить о успехах предыдущих учеников и по возможности связаться с ними. Но работа с репетитором будет гораздо более эффективной и быстрой, чем занятия на курсах. Взвесьте все за и против, поставьте цели – и выберите тот вариант, который будет подходить именно вам.
Источник
Работа репетитором: преимущества и недостатки
О необходимости занятий с репетитором ведутся постоянные дискуссии. Одни родители ругают школьных учителей, не сумевших дать знания детям, другие понимают, что в переполненном классе научить всех нереально. При этом и первые и вторые ищут репетиторов, чтобы подтянуть ребенка по одному или нескольким предметам перед итоговой аттестацией и поступлением в вузы. Согласно статистике, ежегодно количество обращений к репетитору возрастает на 10-15%. Современные коммуникационные технологии позволяют проводить занятия не только «в живую», но и дистанционно, с использованием Skype и веб-конференций. Таким образом, ученики даже самых отдаленных регионов при наличии интернета могут заниматься со столичными преподавателями. Впрочем, и в Москве растет популярность этой формы занятий, которая позволяет экономить время на разъездах по городу, часто стоящему в пробках.
Преимущества работы репетитором
Существует две основных категории репетиторов: одни занимаются исключительно частным преподаванием, другие совмещают работу в образовательном учреждении с индивидуальными уроками. Первые имеют свободный график и могут проводить занятия в любое время, вторые привязаны к основному месту работы и занимаются частной практикой во время, свободное от основной работы.
Репетитор может выбирать способ проведения занятий, отвечающий его предпочтениям: при непосредственном контакте с учеником или дистанционно. Соответственно, выделяют 3 типа индивидуальных занятий в зависимости от местоположения участников образовательного процесса:
— в помещении, предложенном преподавателем (у него дома, или на нейтральной территории);
— дистанционно с помощью интернет-связи.
Некоторые репетиторы обучают нескольких учеников одновременно. Занятия с мини-группой могут оказаться весьма эффективны при изучении иностранных языков (общение с соучениками повышает мотивацию, дает дополнительные стимулы к устной активности). Что же касается занятий в мини-группах по другим предметам, то здесь очень много зависит от того, насколько ровен по начальной подготовке состав учеников в мини-группе. Этот момент часто вызывает опасения у многих родителей. Для преподавателя работа с группой более выгодна в плане материального вознаграждения, ведь за час можно получить в полтора-два раза больше, чем обычно, но упомянутая проблема различий в начальной подготовке учеников несколько ограничивает применимость этой формы занятий для таких предметов как математика, химия, физика.
В отличие от школьного учителя, репетитор более свободен в своей работе. Это касается не только времени занятий и их количества, но такого важного аспекта, как контингент учеников. Очень редко, но все же случаются ситуации полного непонимания между репетитором и ребенком. Учитель в школе никак не изменит список класса, а частный преподаватель вполне может отказаться от занятий с учеником, обеспечив себе более комфортные условия работы. Собственно, и родители могут без скандалов и разбирательств, характерных для школьных конфликтов, поменять репетитора и отправить своего ребенка к другому преподавателю.
Еще одним преимуществом работы репетитора является возможность получать достойную оплату за частные уроки. Не хотите работать за копейки? Найдите платежеспособных родителей и огласите ценник. Если есть возможность за один урок получать столько же, как за пять часов работы с обычным контингентом учеников, почему бы этим шансом не воспользоваться?
Издержки в работе частного преподавателя
Многие ошибочно полагают, что работа репетитора проста и всегда приносит стабильный доход. Что сложного в том, чтобы час-полтора позаниматься со своим учеником? Однако, на самом деле работа в сфере образования всегда была и остается напряженной и непредсказуемой, даже если речь идет о репетиторстве. Все люди разные, тем более дети, к каждому нужен индивидуальный подход. К тому же, репетитора нанимают, чтобы он научил и подготовил, а как за год научить выпускника, который с 5-го класса прогуливал половину уроков?
Минусы и издержки в работе репетитора:
- Не всегда ученики обладают достаточной мотивацией.
Одного желания родителей очень мало, нужны усилия со стороны ребенка. Даже самого безнадежного школьника можно научить химии или физике, если он того хочет, но если ребенок не хочет… Отсутствие мотивации – это проблема, которую сложно решить. Репетитор может придумывать оригинальные формы работы, подбирать интересные задания, пытаться всеми способами заинтересовать ребенка, но ученик, которому «это не нужно» так никогда и не научится.
Ученики достаточно часто пропускают индивидуальные занятия: задержали в школе, плохое самочувствие, день рождения близких и десятки других причин. Но родители уверены в том, что репетитор «даст результат», не взирая ни на что. В случае провала ребенка на экзамене виноват будет только преподаватель.
Работа репетитора предполагает наличие расписания и четкий порядок уроков. В точно назначенный час учитель появляется на дому ученика для проведения занятия, а ему сообщают, что ребенок болен. Форс-мажор. Хотя можно было предупредить, а не констатировать факт, когда учитель приехал и готов выполнять свою работу.
Расценки на частные уроки не всегда высокие. Есть репетиторы, работающие по минимальным ставкам. Они набирают десятки учеников, но за свою работу получают мало.
- Затраты на проведение занятий.
Таковые издержки в работе репетитора обязательно присутствуют. Это не только затраты на распечатку дидактических материалов, но и другие, более существенные:
— оборудование рабочей зоны для занятий (дома у репетитора или на нейтральной территории);
— оплата проезда к ученику (занятия на выезде);
— оплата услуг посредников, подбирающих учеников;
— оплата высокоскоростного интернета (для дистанционной работы).
Где искать учеников?
У некоторых репетиторов расписание составлено на два года вперед, а желающих больше, чем они могут принять. У начинающих преподавателей возникают проблемы с учениками, точнее с отсутствием таковых. Если учесть, что жизненные ситуации иногда заставляют учителей менять место работы, переезжать в другой город, теряя свой контингент учеников, то вопросы набора детей могут волновать и репетиторов с большим опытом.
Как же находить новых учеников на частные занятия? Для этого можно использовать такие варианты:
— объявления на бесплатных форумах и площадках;
— собственный сайт (блог) в интернете;
Родители часто ищут репетитора рядом с домом, поэтому можно в своем и соседнем дворе рассказать друзьям-соседям о наборе учеников. Если есть знакомый учитель, работающий в близлежащей школе, – это тоже неплохой вариант. Начав работу с одним-двумя учениками, можно расширить список благодаря рекомендациям их родителей.
От печатных объявлений, расклеенных на подъездах, толку мало. Гораздо больший эффект достигается в виртуальном мире. Интернет – отличное место для того, чтобы подыскать желающих заниматься с преподавателем, например, можно вести собственный блог или писать сообщения на городских образовательных форумах. Но лучшим вариантом являются сайты, предназначенные для поиска работы репетитором.
Специализированные сайты для поиска репетиторов
Этот способ набора учеников стоит того, чтобы описать его отдельно. Его эффективность достаточно высока уже потому, что создатели ресурса поставили конкретную цель – обеспечение связи между теми, кто ищет работу репетитором, и теми, кто нуждается в услугах частного преподавателя.
Родители, подыскивающие учителя для своего отстающего ребенка или выпускника, сотрудники фирм, которые хотят выучить язык перед заграничной командировкой или постоянной работой, абитуриенты, закончившие школу много лет назад, но желающие поступить в ВУЗ. Всем им нужно найти хорошего репетитора, причем в кратчайшие сроки. Где искать преподавателя? В современном мире ответы на все вопросы сосредоточены в интернете. Поэтому информационный сайт с базой данных репетиторов – это первый пункт поиска. Соответственно, преподавателям, которых интересует работа репетитором, нужно заполнять анкеты на таких сайтах и рекламировать свои услуги в целевой аудитории.
Преимущества специализированных сайтов репетиторов:
— удобная структура портала с наличием конкретных тематических разделов;
— минимальные затраты времени на регистрацию;
— высокая посещаемость ресурсов именно заинтересованными посетителями, а не «случайными проходими»;
— всю посредническую работу выполняют менеджеры ресурса.
Разумеется, придется заплатить комиссию за услуги по нахождению учеников, но для репетитора, экономящего значительную часть времени на поиске, эта сумма будет очень вполне оправданным расходом.
Репетиторство – интересная, но достаточно сложная работа. В ней требуется творческий подход и вдохновение, ответственность и организованность, компетентность и профессионализм. Это долговременная работа на результат, благодаря которой репетитор делится знаниями с учениками и реализует собственный потенциал.
Источник
Какие репетиторы бывают
Репетитор — школьный учитель или преподаватель вуза?
Елена Ланцева старший преподаватель МГТУ им. Баумана
Репетиторы часто подвергаются нападкам со стороны родителей. Пообещали одно — получили совсем другое, заплатили кучу денег — знания слабые. Тем не менее, для многих это единственный способ обезопасить своего ребенка от неудачи на вступительных экзаменах.
Репетитор — школьный учитель
Они необыкновенные трудяги. Сейчас, под видом дополнительных занятий, репетиторство в школе практически узаконено — и это замечательно. Крайне редко бывает, когда ребенок одинаково ровно успевает по всем предметам: что-то нравится больше, а какие-то уроки кажутся скучными. Да и способности у всех разные — один схватывает на лету, другой берет усердием, третий вовсе лентяй.
База практически любого предмета дается в 7-м, 8-м и 9-м классах. И только школьный учитель может заложить фундамент. Но посмотрим правде в глаза — это нереально в классе, где подчас более 30 детей. Объясняя, учитель ориентируется на ученика средних способностей, то есть на ту середину, которую недаром называют золотой. Схватывающим на лету гениям на уроках скучновато. А слабые, отстающие (их около 30%) не успевают за темпом урока, требуют индивидуального подхода. В идеале эти ученики способны наверстать упущенное, самостоятельно занимаясь дома. Если кто-то еще раз на профессиональном уровне объяснит им материал.
Первое предупреждение о пробелах в знаниях ребенка, родители получают на родительском собрании или непосредственно узнают об этом от классного руководителя: учитель математики посоветовал. Учительница химии жаловалась. Самое время выяснить, проводят ли в вашей школе дополнительные занятия по данному предмету. И как часто они проходят, кто их ведет, какова цена вопроса, сколько человек в группе. Вполне возможно, что несколько занятий будет достаточно. Хотя иногда они очень похожи на обычные уроки: объясняется то же самое, только чуть медленнее и проще. Не забывайте, что главная задача педагога в этом случае подтянуть ребенка и не ждите, что на них будут готовить его в вуз или заинтересуют предметом.
Если вы хотите большего: расширенной программы, углубленного изучения отдельной темы, пропущенной, скажем, по болезни, — договоритесь об индивидуальных занятий, которые практикуются в каждой школе. Но могут проводиться и дома — вопрос в цене, она невысока по сравнению, скажем, с услугами репетитора из приемной комиссии МГИМО. С другой стороны, дополнительные занятия даже дома — лишь разновидность уроков по школьной программе. Но пользу они приносят огромную: ребенок перестает бояться предмета, отношения с учителем становятся более доверительными, появляется первая практика индивидуальных занятий, что очень пригодится при подготовке в вуз.
Для старшеклассников в школах часто организуют уроки иного рода: аналог подготовительных курсов. Здесь пытаются состыковать школьные и вузовские требования. У каждого вуза они свои, и готовить сегодня в абстрактный вуз как таковой невозможно. Подобные занятия могут принести пользу, если среднее учебное заведение находится под патронажем определенного института, а школьные преподаватели хорошо знают требования этого вуза.
Но самого, пожалуй, лучшего школьного репетитора удалось найти заботливому отцу, дочка которого, начиная с 7-го класса, стала испытывать стойкую аллергию на физику и математику. Что поделать — подрастал классический гуманитарий, влет осваивавший иностранные языки, но бледнеющий перед формулами. Сначала попробовали заниматься дополнительно в школе. Потом взяли несколько частных уроков у педагогов своей школы, соседней аллергия только усилилась. Наконец, отчаявшийся отец обратился к старой учительнице, жившей в соседнем доме и преподававшей, по слухам, чуть ли не в царской гимназии. Она была давно на пенсии, лет двадцать, как оставила школу. Но иногда брала учеников и плату назначала просто смехотворную.
Девочка сначала фыркала ( У этой динозаврихи даже телевизор черно-белый!), но вскоре. стала бегать на занятия с удовольствием! Вместе они ставили какие-то опыты, сидели, не считаясь со временем, над интересной задачкой. Отправляли заявки на патенты странных изобретений и запросы в Британскую королевскую академию, Нобелевский комитет и Массачусетский технологический университет. Самое забавное, что им отвечали! Кончилось тем, что девочка неожиданно даже для себя победила на международной физико-математической олимпиаде. А благодарный папаша подарил старой учительнице домашний кинотеатр.
Репетитор — преподаватель вуза
Пока есть конкурс в институты, пока требования высших учебных заведений расходятся с требованиями школьных программ, будет существовать огромная армия людей, помогающая этот разрыв ликвидировать. Такие специалисты требовались во все времена и в любой стране. Есть репетиторы, готовящие к вступительным экзаменам в стенах института, и те, кто приедет к вам домой. Есть гарантирующие поступление (не верьте!) и те, кто ни сном, ни духом, как проходят вступительные экзамены по его предмету. Есть регулярно печатающие витиеватые и дорогие объявления, а есть такие, чей телефон с трудом можно раздобыть по сложной цепочке знакомых, иногда (родители, не падайте в обморок!) за деньги. Например, есть один репетитор по физике, за домашний телефон которого рекомендующие его люди берут 100 долларов. Но этот профи того стоит!
Чаще всего родители стараются найти репетитора из вуза, куда собирается поступать ребенок. Откровенно говоря, это вовсе не обязательно: есть профессионалы, которые учитывают в процессе подготовки требования разных институтов. Если вы хотите подстраховаться и подать документы одновременно в 2-3 института, вам нужен именно такой специалист-универсал. Если же вы твердо ориентированы на определенный вуз, то есть смысл поискать и пригласить репетитора именно оттуда.
Самая большая опасность, которая подстерегает жаждущих найти педагога, — свои услуги предлагают сегодня все, вплоть. до лаборантов и вахтеров. И это не шутка: один родитель рассказывал, как он был горд, когда пришел поговорить к репетитору в институт: каждый, кто им встречался, уважительно раскланивался с этим преподавателем . Как потом выяснилось, он работал то ли зав.складом, то ли начальником охраны.
Билеты и задания прошедших лет — ни для кого не тайна, и практически любой работающий в вузе человек может их раздобыть. Опасность заключается не только в профнепригодности человека, взявшегося за подготовку вашего ребенка, но и в том, что разберетесь в ситуации вы не сразу. Время будет упущено, а настоящий репетитор вас не примет он уже набрал учеников.
Как найти репетитора, работающего в вузе? Один из самых надежных и проверенных способов — искать через знакомых. Причем таких, которым вы доверяете. Еще лучше, если дети кого-то из них уже занимались с этим репетитором, и благополучно поступил в вуз.
Но и здесь могут быть свои подводные камни: что оказалось нужным сыну знакомых, может совершенно не помочь вашей дочери. Простой пример: ленивый, но способный парень не готов к поступлению. Регулярно и усердно заниматься он не привык, но вуз выбрал сложный. Парню явно нужен хороший репетитор, который будет постоянно ему напоминать о высокой цели, ставить пред ним сложные задачи и иногда устраивать основательную взбучку за невыполненные задания. А ваша трудолюбивая, но не уверенная в себе девочка, только замкнется от резкого слова, с ней нужно работать спокойно и постоянно поощрять и хвалить за успехи.
Репетитор для взрослых
Репетитора можно нанять не в авральном порядке и не ребенку, а для себя. Красота — экзамены сдавать не надо, занимаешься с чувством, толком, расстановкой, и польза огромная. Особенно часто изучают подобным образом иностранные языки — и для жизни пригодится, и для карьеры полезно.
Одна опытная преподавательница рассказывала, как несколько лет назад к ней обратилась женщина. Она робко попросила позаниматься с ней классической литературой с самого начала . Репетитор тактично поинтересовалась, зачем ей это нужно, и, может, лучше попробовать поступить в институт?
— В свое время, — вздохнув, объяснила необычная ученица, — мне не удалось получить образование. А сейчас чувствую, как мне этого не хватает: не знаю цитат, которые мелькают в речи людей, не понимаю некоторых литературных сравнений. Недавно муж сказал, что при заключении договора испытывал танталовы муки и что ему надоело таскать каштаны из огня. А я не знаю, что это означает, Спросить же стесняюсь. Старший сын обозвал младшего слугой двух господ, потом они взглянули на меня и рассмеялись, а мне стало так обидно! Дети выросли, я не работаю, средства есть. Институт мне не нужен, просто не хочу чувствовать себя необразованным человеком, помогите мне!
И они стали заниматься. Ученица с наслаждением постигала основы того, что когда-то называлось классическим образованием. Ее искренне восхищали то Эврипид, то Данте, а какое замечательное сочинение она написала по Младшей Эдде . Прошло время, и вот уже оба сына-студента стали откровенно эксплуатировать знания мамы, требуя, чтобы она писала за них рефераты по культурологии, философии. А муж частенько просил жену подкинуть ему пару цитат для убедительности в докладе.
Конечно, заниматься можно не только литературой, а в чем угодно для души. Хоть высшей математикой, если есть охота.
Как выбрать репетитора? Сначала определитесь, что вам нужно: 10-15 занятий с репетитором по предмету, который вас привлекает, но вы хотели бы разобраться в частностях? Тогда преподавателя-репетитора лучше искать среди увлеченных людей, фанатов своего дела. Например, одна особа, заинтересовавшись историей Москвы, нашла его на экскурсии: гид их группы в Кусково с таким пылом и энтузиазмом рассказывал о дворцово-парковом ансамбле, что после окончания прогулки попросила его прочитать несколько лекций для себя и 2-3-х своих подруг. Экскурсовод охотно согласился. И теперь уже та самая особа, гуляя с кем-нибудь по улицами Москвы, то и дело с увлечением поясняет: а вот в этом доме. обрати внимание на флигель. а на этой площади. посмотри, посмотри, какие колонны, так вот. Ну просто потерянный для обычной болтовни стал человек!
Если же вам нужны специальные занятия (например, вас неожиданно заинтересовала культура древних этрусков), то искать учителя лучше среди специалистов узкого профиля, зарекомендовавших себя в той или иной области. Здесь вам поможет интернет.
Источник